А КАК БЫТЬ С ТЕМИ, КТО ЖИВЕТ ВНЕ ДВОРА ХРИСТОВА?

Сегодня мне хотелось бы продолжить разговор о спасении, начатый на нашем портале Юрием Беспечанским и Юрием Эльбертом. Мне кажется, что подойти к этой теме нужно издалека. Начнем нашу беседу со слов Господа о принципе, по которому на свое служение были поставлены апостолы:

Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам (Ин.15:16).

В своей жизни каждый христианин также ощущает божественный призыв. Как свидетельствовал апостол Павел, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы (Рим. 1:20). Но все не ограничивается одним лишь естественным откровением. Здесь интересно будет указать на то, что Иоанн Златоуст писал о призвании апостолов: «Видишь ли, сколько Он употребляет способов, чтобы выказать любовь? Он открыл тайны, Он первый искал их дружбы, Он даровал им великие блага, Он за них подвергся страданиям».

Может ли Бог, уважающий свободную волю людей, знающий все их сокровенные мысли и чувства, не желать спасения каждому человеку? Может ли Он оставить без своего попечения внешних по отношению к Церкви Христовой? .

Да, когда-то Иисус обращался к Никодиму: Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин.3:5). Стоит отметить, что эти слова христианские фундаменталисты постоянно бросают в лицо всем тем, кто надеется на спасение своих невоцерковленных родственников по молитвам верных. Мне кажется, что это восхищение Суда Божьего и зримое отсутствие любви к ближним. Ведь слова Спасителя адресованы выходцам из избранного народа, людям, знающим Писание — а именно фарисею Никодиму. Действительно, это был призыв тому, чтобы встать на путь спасения, сделанный самим Богом. Само собой, что неисполнение этих слов влекло за собой духовную смерть. 

На этот случай есть прекрасное изречение святителя блаженного Феофилакта Болгарского: «Излишне предписывать божественные повеления тем, которые живут вне двора Христова. Закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом» (Рим.3:19). А святитель Феофан Затворник писал о том, что «участь отшедших не считается решенною до всеобщего Суда. Дотоле мы не никого не можем считать осужденным окончательно, и на сем основании молимся, утверждаясь надеждою на безмерное милосердие Божие» («Наставления в духовной жизни»). Эти богословские мнения имеют своим источником утверждения святителя Григория Богослова: «Некрещеные младенцы не будут ни прославлены, ни наказаны»; Ефрема Сирина: «Тех же, кои вне, Бог в день Свой будет судить».

А самое интересное мнение по этому вопросу изложено в толковании святителя Феофана на отрывок из апостола Павла (1Кор.5:13 Внешних судит Бог): «Апостол пишет к римлянам, что внешние, язычники, хотя без закона, но все же примут суд, – примут его не по закону писанному, а по закону совести (Рим. 2:12)». Хотя, казалось бы этот библейский стих столь же безапелляционен: Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся. Но, напротив, Затворник подчеркивает: «Всякая разумная тварь носит убеждение, что она ответна пред Богом и от Него суд примет по тем законам, которые Он положил в совести их. Язычники заблуждались в понятии о Боге, но этот пункт о суде Божием над ними и у них был в силе. Потому мысль Апостола такая: мы своих судим еще здесь сами и чрез это, располагая их к покаянию, избавляем от суда Божия, а у язычников нет этого посредствующего исправительного суда, их ожидает прямо суд Божий».

Таким образом, ничто не мешает ни домашним, ни церковным молитвам о тех, кто умер не в состоянии явного и смертного греха. Господь наш Иисус Христос искупил все человечество, а не членов какой-либо «обладающей полнотой истины Церкви». При этом ни в коем случае нельзя оставлять нашей миссии среди внешних по отношению к Церкви людей — у каждого человека (будь то иноверец, инославный или агностик) своя мера ответственности — в зависимости от того, прозвучало ли в его сердце подлинное христианское свидетельство. Все мы как христиане призваны к благовествованию: [Благовествование Христово] есть сила Божия ко спасению всякому верующему» (Рим. 1:16-17). 

Кирилл Белоусов