Второсортные христиане и богатый юноша

Эта евангельская история и одновременно живая притча страшит нас, как страшила апостолов.

Но боимся мы с апостолами разных вещей. Мы боимся остаться нищими. Мы утешаем себя, что это не всем дано, что раздать имущество – это особое Божье призвание, но…что-то от Алеши Карамазова в наших душах продолжает саднить.

А может быть, мы просто второй сорт в глазах Христа?

Но ведь у Него не было никого «второго сорта»!

Апостолов же страшило совсем другое.

Богатство было знаком Божьего благословения и Божьего избрания, милости Божьей. Если юноша был богат, то, как было ясно и явно всем, Бог был милостив к нему и благословлял его. Такое отношение к богатству было одним из важных положений богословия межзаветного периода.

Отказаться от богатства означало – отвергнуть Самого Бога и Его благословляющую руку, Его милость. Это означало не что иное, как по своей собственной воле стать человеком, лишенным милости и благословения Божьего. Иными словами, добровольно стать человеком, проклятым Богом. Пойти против Бога, Который хочет тебя благословить, нарушить Его волю, и получить Его проклятие, раздав свое имение? Это ужасно, это немыслимо. Пусть бы ты был изначально бедным, таким уж родился – по грехам родителей или предков, пусть бы ты обеднел – за свои грехи, или, может быть, как праведный Иов, как искушаемый в праведности. Но – добровольно отвергнуть благословение и избрать проклятие? Предложение Иисуса богатому юноше звучало для всех окружающих как страшное искушение. Им вспоминались знаменитые слова Моисеева Закона, в котором передается воля Бога:

Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло. [Если будешь слушать заповеди Господа Бога твоего,] которые заповедую тебе сегодня, любить Господа Бога твоего, ходить по [всем] путям Его и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его, то будешь жить и размножишься, и благословит тебя Господь Бог твой на земле, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею; если же отвратится сердце твое, и не будешь слушать, и заблудишь, и станешь поклоняться иным богам и будешь служить им, то я возвещаю вам сегодня, что вы погибнете и не пробудете долго на земле, [которую Господь Бог дает тебе,] для овладения которою ты переходишь Иордан. Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. (Втор.30,16-19)

Великое смущение охватило тогда апостолов. Значит ли это, что Иисус, их Учитель, предлагал юноше стать проклятым в очах Божьих? И, если так, то не правы ли Его клеветники, говорящие, что Он одержим князем бесовским, веельзевулом, и что Он отвращает от Бога, «развращает» народ, и должен понести заслуженную кару?

«А пророка того … должно предать смерти за то, что он уговаривал вас отступить от Господа, Бога вашего, выведшего вас из земли Египетской и избавившего тебя из дома рабства, желая совратить тебя с пути, по которому заповедал тебе идти Господь, Бог твой; и так истреби зло из среды себя» (Втор.13:5).

…Юноша сначала задает вопрос, как обычный благочестивый человек и получает обычный благочестивый ответ, довольно простой, если не сказать, банальный – соблюди заповеди. Это мог ответить любой учитель Закона, да что там – любой мальчишка знал это! Если хочешь жить, соблюди заповеди.

Но юноша, этот палестинский Алеша Карамазов, явно ищет большего. Вспомните, как он обратился ко Христу: «Учитель благий!» Это было необычным и даже, в глазах апостолов, скандальным обращением, возможно, они могли счесть это провокацией врагов, а юношу – «засланным казачком», как в ситуации с вопросом про динарий. А мечи ученики всегда носили с собою, по меньшей мере, двое из них – горячий Петр и зилот Симон.

Иисус Христос спешит разрешить их смущение, переходящее в возмущение, поправив юношу – «никто не благ, как только один Бог».

Спаситель видит сердце этого молодого человека, он никем не подослан, его привело искренне чувство. Он восхищен Иисусом и Его проповедью, он видит в Нем нечто божественно-прекрасное, и поэтому говорит такие неосторожные, такие дерзкие слова.

Это сродни исповеданию Петра: Ты – Христос, Сын Бога Живого! (Мф.16:16), но здесь не зрелый муж, простец и рыбак, Петр, со зрелой мыслью, знающий жизнь, а богатый мальчик, возможно, немного избалованный мальчик. И Сын Божий не открывает мгновенно Свою тайну этому мальчику, но ведет его дальше за Собой в беседе. Если бы ответ Христа про соблюдение заповедей не давал бы возможности Его собеседнику продолжить разговор, если бы Иисус не стоял, глядя на юношу и ожидая, что он скажет Ему в ответ, то этот разговор бы и не продолжился.

Быть может, как свойственно для юности, молодой человек имеет на сердце больше, чем решается сказать, а когда решается, смущается оттого, что вот так все глупо и плоско получилось. И он снова пытается объяснить свой внутренний опыт, путаясь, ища слова, вполне возможно, что и краснея. И Спаситель слушает его с любовью, не высмеивает, не говорит, что, дескать, куда тебе до совершенства, раз никто не благ, кроме Бога.

Он говорит ему – если хочешь быть совершенным, то стань проклятым. Откажись от имения. И следуй за Мною. И будешь совершенным, потому что Я иду к человеческому совершенству.

И юноша пугается. И пугаются апостолы. Позже Иисус Христос, приняв исповедание Петра, начнет говорить о Кресте, и Петр так же испугается и ужаснется, и начнет Его отговаривать…и будет назван сатаною. Тот, кто сбивает Иисуса с Его Крестного пути – тот и есть под действием врага Божьего, развращающего Израиль. Это враг сбивает Израиль с пути, не давая ему принять весть Иисуса, клевеща на Самого Иисуса, как на «сбивающего с пути» и «развращающего народ».

Он есть единственный Путь для Израиля, Он послан и помазан Богом для этого. Он исполняет волю Божию до конца – Он, Сын Божий, обесславленный и поруганный на Кресте, оставленный, как думали, Богом, восклицает: «Совершилось!»

Совершенство достигнуто. Сын Божий стал совершенным Мессией, Он совершил дело Божие. Это однокоренные слова, и евангелисты отдают себе отчет в этом.

Крестом и Воскресением Иисус совершил дело Божие в Израиле, во всем мире, Он стал Мессией и Спасителем всех. Этой дорогой, этим путем за Ним идут Его ученики. Иной дороги нет. Он – единственный Путь.

Он призвал юношу стать таким, как Он. Призывает и каждого из нас, разделить Его путь, чтобы вместе с Ним победить проклятие, чтобы дать восторжествовать правде и милости Бога. Вместе с Ним пройти искушение Крест и животворящий огонь Воскресения.

Может быть, разговаривая с этим откровенным, чистосердечным богатым юношей, Иисус уже по-человечески прозревал и будущую слабость учеников, и предательство искусившегося Его словами Иуды… Он призывает юношу, как, возможно, единственно верного, единственно могущего выдержать весь путь до конца будущего Своего ученика, который не оставит Его, страждущего, до конца. Может быть, в этом молодом человеке Спаситель мира видит возможность встретить понимающего человека на Своем одиноком пути ко Кресту?

Но юноша отходит с печалью… Он не в силах сейчас пройти весь путь совершенства Крестного…

И с печалью остается Иисус. Как трудно надеющимся на богатство, надеющимся на явное, понятное, ясное благословение Божие, на уютно и удобно организованный мир религии, войти в царство Божие, которое врывается в наш мир по неограниченной и неподчиненной никаким земным законам воле Бога Живого!

+++

Апостолы пугаются – они не понимают, как Иисус пойдет на крестную казнь, ведь проклят пред Богом всякий повешенный на дереве (Втор.21:23).

Они убеждены до последнего, что Он говорит притчами, что это тоже метафора. Они не понимают, как, взяв на Себя проклятие, Он спасет мир.

Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас…предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем (Ис.53:4-12)

Исследователи говорят, что этот отрывок из пророка Исайи о Рабе или Отроке Господнем очень плохо понимался и мало толковался во времена Иисуса, это было очень темное место Писания.

А Иисус становится все более и более одиноким с каждым Своим шагом на пути к Своей последней Пасхе.

…Юноша, как говорит Предание, все же решился разделить с Иисусом Его путь. Он раздал все имение и пришел к Нему, он уверовал в Иисуса, в то, что именно через Иисуса из Назарета Бог посылает спасение Израилю и всему миру.

Он пришел к Иисусу Гефсиманской ночью. Он чуть-чуть опоздал. Он был завернут в покрывало – все, что у него осталось от имения, чтобы прикрыть чресла и не осквернять своим видом заповедь Закона.

Он уже не мог поговорить с Иисусом, сказать Ему, что вот, он готов идти следом, он все раздал – Иисус уже был связан, Его вели на издевательства и смерть.

Но юноша следовал за арестованным Иисусом, и лишь тогда мужество изменило ему, когда его схватили воины. Для него это означало – вот он, крест! И он вырвался и нагой убежал от них…

А Иисус остался один. Скоро Его предаст и Петр.

Ольга Шульчева-Джарман