Как православные становятся католиками. Переходный период

Бывшие православные являются одним из главных источников пополнения верующих католического вероисповедания в крупных российских городах.

Звучит как обвинение в прозелитизме? Однако, это не совсем верное утверждение. Да, люди крещеные в Православной Церкви начинают ходить в римо-католическую, но ведь это не люди, которые ищут единства или заинтересованы в экуменизме.

Это лишь люди, которых крестили родители „homo soveticus” в детстве по причинам не совсем понятным и которые можно обсудить в отдельной статье (в связи с этим я вспоминаю, как в Польше уличные цыгане пришли к католическую настоятелю с просьбой о крещении абсолютно не понимая, что это значит в духовном смысле и какие накладывает обязанности).

Так вот, вернёмся к этим детям, которые так никогда и не были воцерковлены. Замечательно то, что они заинтересовались Иисусом Христом, который наконец-то достучался до их сердец. И вот они приходят в храм. Часто это был ближайший к ним приход.

Кроме таких людей, есть категория лиц, которые заинтересовались католической духовностью. Их впечатлила архитектура романской, готической или ренессансной Европы; григорианское пение под орган, молитвы на латыни (или же напротив на национальном языке). Некоторые приходят из-за уважения к католическим святым и заинтересованности в их духовности. Такие святыми, как правило, являются Иоанн Павел II-ой, Франциск Ассизкий, Доминик Гусман ну и, конечно же, колосс католической теологической мысли — блаженный Августин.

Не исключаю возможности, что есть и люди заинтересованные одним из течений русской мысли — „западниками”. Прежде всего, речь идёт о П.Я. Чаадаеве и В.С. Соловьёве, которые поддерживали воссоединение России с католическим Западом и которые предлагали концепции государственного управления, отличные от доминировавших до революции (впрочем, они смотрятся достаточно свежо и сейчас, выгодно отличаясь от советской и российской идеологии).

Тем не менее, большинство из конвертитов не являются типичными диссидентами. Многих из них интересует идентичность пресловутой русской души. По-моему, достаточно проехаться по Питеру, чтобы увидеть местные православные храмы, которые являются скорее униатскими по своему убранству. Снаружи католическая архитектура, а внутри иконостас и везде висят православные иконы.

Итак. Люди, крещенные в Православии, переходят в Католицизм, с которым они знакомятся прежде всего в римско-католической традиции. Люди в России почти ничего не слышали о греко-католиках и практически никогда их не видели — так что, переходя в католичество, они уже привыкают к Novus Ordo и теряют всякую связь со своим восточным обрядом, если она у них и была.

Надо помнить что в соответствии со статьёй 35 Кодекса Канонического Права Восточных Церквей крещеные лица, которые приступают к полному общению с Католической Церковью, сохраняют свой обряд (полученный при крещении) — независимо от того, где они будут жить. Таким образом, бывшие лютеране сохраняют римский обряд а бывшие православные сохраняют восточной (византийский) обряд.

Это имеет значение для их самоидентификации и последующей жизни в соответствие с канонами. Приведу пример тех вещей, которые могут зависеть от обряда верующего католика:

— некоторые аспекты римо-католического и греко-католического обряда отличаются — например в области литургического календаря и постов;

— родители обязаны воспитывать детей в соответствие со своей традицией. Так что если ребенок родился в смешанной семье, то он сможет стать женатым греко-католическим священником. Однако же, если родитель сменит обряд на западный, то уже не сможет стать греко-католическим священником — так как это будет считаться за обхождение целибата.

Кроме аспектов обрядной принадлежности, важным элементом вашего выбора является самоопределение — как вы хотите строить вашу духовную жизнь. К примеру, если человек становится римо-католиком, то он молится в соответствии с римо-католическими правилами, посещая богослужения святого розария, различные процессии, адорацию, а также читая последование Литургии Часов, литанию Святейшему СердцуИисуса, венчик Божьего Милосердия. К слову, некоторые церковные праздники есть только в западной традиции — вспомните праздник Тела и Крови Христа.

Не менее важно определить, с кем вы чувствуете большую историческую связь- со священноначалием Запада или Востока, включая широко известного Иосафата Кунцевича.

Если всё-таки вы хотите поменять обряд, несмотря на 35-ую статью Кодекса, то вам следует в Польше поступить следующим образом. Если вы еще не являетесь католиком, то вы должны публично прочитать Символ Веры, а также текст о том, что вы принимаете католическую веру и верховенство Римского Папы. При этом вы должны находиться в греко-католическом храме в присутствии настоятеля и двух свидетелей, которые всё потом подписывают как и вы.

После этого пишете просьбы в свободной форме о смене обряда к двум епископам — одну римо-католическому, другую — греко-католическому, указывая при этом причины, побудившие вас к этому шагу. Подчеркну, что оба епископа обязаны вам ответить письменно.

На основании канона 32 §2 Кодекса Канонического Права Восточных Церквей и канона 112 § 1 Общего Кодекса Канонического Права греко-католический епископ даёт вам согласие. После этого верующий заносит это согласие в римо-католический приход, который он намерен посещать в дальнейшем. Процесс завершён: переход считается совершенным.

Всё, теперь вы тот самый римо-католик! Большая белая птица!

Георгий Литвинов