КАК СОВЕРШАЕТСЯ ПАСХАЛЬНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ В ЗАПАДНОЙ ТРАДИЦИИ

В этом году мне посчастливилось отмечать Светлое Христово Воскресение дважды: у католиков латинского и византийского обрядов. Мне впервые довелось присутствовать на западнообрядном пасхальном богослужении, поэтому хотелось бы по горячим следам поделиться с православными своими впечатлениями.

Начну с того, что латинское пасхальное богослужение делится на две части: мессы навечерия и пасхального торжества. На нашем приходе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Челябинске навечерие началось также как и пасхальная заутреня — у дверей храма. Существенным отличием от православного богослужения, которое сразу же бросилось в глаза, стал обряд освящения огня. После него верующие зажгли свои свечи от основной праздничной свечи — пасхала.

Между прочим, на эту белоснежную свечу нанесены символы начала и конца этого мира (альфа и омега) и пять кусочков ладана. символизирующих раны Спасителя. Пасхал используется для благословения верующих на возгласе «Свет Христов», а также для раздачи прихожанам освященного огня и освящения воды при совершении таинства крещения. Как по мне — ничем не хуже ажиотажной раздачи Благодатного огня. Свет пасхала сопровождает богослужения до самого дня Пятидесятницы.

На литургии слова в этот день читаются книга Бытия: о сотворении мира, о жертве Исаака, об Исходе избранного народа через Красное море; пророчества: Исайи, Варуха и Иезекииля; отрывки из Послания к римлянам и Евангелия от Марка, посвященные Воскресения Христову. За время этих чтений, перемежаемых псалмопением, верующие проживают в своих сердцах всю историю спасения человечества. К слову, псалмопение начинается с известного всякому православному 104-ого псалма (“Благослови душе моя Господа”), а завершается перед самым моментом крещения оглашенных — 51-ым покаянным псалмом.

После проповеди начинается литургия крещения с обновлением крещальных обетов для всех прихожан. Важной ее частью является призывание всех святых и небесных сил на соборной литании. Приближается литургия верных, которая начинается со следующей молитвы:

Христе, Царь славы, внемли нам. Господи Иисусе, из Твоего пронзённого копьём ребра родилась Церковь; наполни Её пасхальным ликованием и изобилием Твоих даров. Господи Иисусе, Агнец Божий, Ты умер и воскрес ради всех нас; привлеки к Себе всех людей и даруй им участвовать в Твоей Божественной жизни. Господи Иисусе, Свет невечерний, просвети всех, не знающих Тебя, и даруй им живую веру, непоколебимую надежду и совершенную любовь. Господи Иисусе, отверзший кающемуся разбойнику врата небес, даруй усопшим участие в славе Твоего Воскресения. Господи Иисусе, своим крещением мы умерли и воскресли вместе с Тобою; соблюди нас в Твоей благодати и любви. Господи Иисусе, смертью Своею смерть поправший, услышь моления, которые мы возносим к Тебе, и помоги нам жизнью своею свидетельствовать перед миром о Твоём Воскресении, ибо Ты живёшь и царствуешь во веки веков.

Далее следует обычное последование мессы, а также освящение пасхальной снеди. После праздничной трапезы верующие расходятся по домам до утра, когда совершается торжественная месса с последующей процессией с пением пасхальных гимнов.

В заключение мне хотелось бы сказать, что западный и восточный обряд имеют свои положительные стороны. В западном обряде это: диалогический характер богослужения, вовлеченность мирян в богослужение через литургические чтения и участие в различных обрядах, расширенная ежедневно изменяемая часть богослужения. В восточном обряде это: наличие отдельного чина поминовения живых и усопших членов церкви во время приготовления Святых Даров (проскомидии), уходящего своими корнями в древневизантийскую эпоху; разнообразие певческих традиций, от знаменного распева до современного многоголосия; величественная обрядность, которая приспособлена к любому празднику и жизненному случаю.

Все это в полной мере касается и пасхального богослужения. Западный обряд освящения огня и праздничная процессия никогда не затмят в моих воспоминаниях восточной праздничной заутрени и крестного хода. Тем более, что ни месса навечерия со своей необыкновенной системой литургических чтений и крещальной литургией, ни пасхальная полунощница с удивительным каноном “Волною морскую” (надгробной песней Христу, предваряющей славословие Его Воскресения во время заутрени), соответственно, не имеют аналогов на Востоке и на Западе.

Снова и снова поздравляю вас с праздником Светлого Христова Воскресения! Многая и благая лета!

Кирилл Белоусов