Кто такой Папа Франциск?

Сегодня в христианском секторе Интернета можно найти немало негативной информации о Папе Франциске, а многих наших читателей интересует вопрос о мотивации критикующих понтифика людей.

Как найти ответ на эту критику? Поиск ответа на этот вопрос становится насущной задачей, реализация которой волнует не только католиков, но и многих других верующих, которых объединяет любовь к католической духовности и вера в дело экуменизма, направленного на восстановление богозаповеданного единства христиан.

Вместе с тем весьма интересно и то, что первоначально многие католики возлагали на понтификат Папы Франциска большие надежды, а затем отвернулись от своего Предстоятеля. В данном посте мы вместе с вами попробуем разобраться, почему так произошло.

Вы помните, каким было общее настроение журналистов, писавших об избрании Папы? Его называли первым во всем: первым папой, рожденным в Новом Свете; первым иезуитом на папском престоле; первым за без малого двести лет монахом-понтификом.

Из чего сделан духовный стержень Франциска?

Начнем с того, что для народа Божьего главным было и остается то, что кардинал Бергольо (и до, и после своего избрания в Ватикане) говорил с ними на одном языке. Немудрено — ведь он был выходцем из среды простых железнодорожных рабочих, и на своему веку ему пришлось поработать не только уборщиком и лаборантом (в юности он учился на химика), но в самое тяжелое время -даже вышибалой.

Не стоит смеяться по поводу последнего, ведь Папа переступил через свое непростое прошлое, став выдающимся проповедником и богословом. Кстати сказать, в этом году он отметил 60-летний юбилей своего служения Церкви в Обществе Иисуса. Несомненно, что этот иезуитский опыт послужил для него лучшей школой миссионерства.

Надо полагать, что будущий понтифик с самого начала своего пастырского пути был сторонником Аджорнаменто — политики обновления Католической Церкви. К слову, в священный сан его рукоположил архиепископ Рамон Хосе Кастельяно, участник II-ого Ватиканского Собора.

Также важно отметить, что монсеньору Бергольо всегда была близка восточная духовность. Ведь он стал епископом, благодаря кардиналу Антонио Кваррасино, аргентинскому ординарию католиков восточного обряда, который в конце 1998 года передал свой пост своему воспитаннику.

Первоначально этот ординариат объединял собой 250 тысяч верующих (на 1961-ый год). В 2002 году с благословения епископа Бергольо из него выделился мелькитский экзархат, численность паствы которого на сегодняшний день составляет ни много ни мало — 300 тысяч человек. Таким образом, до 2008 года под окормлением будущего Папы оставался всего один приход, костяк общины которого составляли верующие из русской и румынской диаспор (украинцы, армяне и марониты еще ранее получили свои автономные структуры).

В 2001 году Хорхе Мария Бергольо был посвящен в кардинальское достоинство святым Иоанном Павлом II-ым. В период своего синодального служения его отличала небывалая для его положения скромность — подобно Патриарху Сербскому Павлу он передвигался исключительно на общественном транспорте, а также проживал в весьма скромных апартаментах, где сам обеспечивал себе пропитание и прочие бытовые условия.

Его Высокопреосвященство Бергольо пользовался безраздельным доверием аргентинского епископата — это доказал конклав 2005-ого года, где он получил абсолютное большинство их голосов. Но в тот раз Святой Престол занял кардинал Йозеф Ратцингер, а наш герой получит вселенскую кафедру лишь в 2013 году (с наречением имени Франциск).

О чем говорят противники Папы?

Надо сказать, что подавляющее большинство критических отзывов о своей деятельности Святейший Отец получил за реформу института расторжения браков, в которой он предоставил данные полномочия епископам. Тем не менее, эксперты по каноническому праву говорят о том, что реформа назрела еще в XVIII веке, когда о необходимости ее проведения заговорил тогдашний Папа Бенедикт XIV (1740-1758).

Стоит отметить, что эти нововведения ни в коем случае не должны считаться подготовительным этапом к разрешению разводов, которые Католическая Церковь никогда не признавала. Согласно реформистским положениям, расторжение брака по-прежнему может быть оформлено лишь в том случае, если он был недействительным изначально — например, если один из супругов ставил под сомнение основополагающие признаки брака: продолжение рода, верность и нерасторжимость.

Однако, несмотря на соответствие реформы Священному Преданию, Папе Франциску пришлось отправить в отставку руководителя Ватиканского верховного суда кардинала Раймонда Берка, который последовательно и решительно выступал против реформы. Вы спросите, какими аргументами он руководствовался? По мнению консерваторов, новая скоротечная процедура аннулирования недействительных браков может поставить под сомнение нерасторжимость брачных союзов, а в перспективе ввести в церковную ограду понятие признанного Церковью развода для невиновной стороны.

Следующим камнем преткновения стало обнародованное понтификом апостольское увещание Amoris laetitia («Радость любви»). В этом примечательном документе Святейший Отец провозгласил идеал традиционной христианской семьи, а также поднял вопрос о необходимости интеграции разведенных католиков в церковные общины. Также Папа Франциск призвал епископов во время общения с попавшими в сложные канонические обстоятельства семьями черпать вдохновение из сокровищницы божественного милосердия.

В этих шагах церковные консерваторы усмотрели движение в сторону полного одобрения практики причащения второбрачных, исходя из пастырского снисхождения к их немощам. Действительно, в наиболее трудные моменты жизни отлученных современные католические священники перестали отказывать им в исповеди и причастии.

В связи с этим хочется поставить к противникам Папы Франциска вопрос: неужели мы должны разделять церковное стадо на причащающихся и тех, кто отлучен навечно из-за простого желания сохранить свою вновь обретенную семью? Ведь процедура аннулирования недействительных браков до сих пор не предполагает адекватной реакции на ложные показания супругов, желающих отомстить своим бывшим спутникам жизни. На мой взгляд здесь нужно руководствоваться исключительно совестью разведенных, приступающих к Евхаристии. В конце концов, именно им предстоит нести ответственность перед Богом.

А в заключение хочется отметить поистине героическое сопротивление Святейшего Отца тем, кто хочет уничтожения европейских ценностей. О чем это я? Конечно же, о миграционном кризисе, который используется националистами и внешними по отношению к ЕС силами для того, чтобы расколоть Европу.

Стоить подчеркнуть, что Папа Франциск имеет разумный подход к решению проблем беженцев. И его подход не имеет ничего общего с безответственностью европейских леваков и лжецентристов, которые своими безответственными действиями и отсутствием какой бы то ни было стратегии плодят исламистские гетто, жители которых существуют на пособия. В своих выступлениях понтифик говорит о том, что основным условием принятия беженцев должна быть их интеграция. Его безусловно поддерживает и католическая иерархия, благодаря которой в среде беженцев организовано социальное служение и христианская миссия. Действительно, на этой лучшей части католического клира сбываются слова псалмопевца Давида: верующие в Господа не постыдятся вовек.

Кирилл Белоусов

P.S. В марте этого года начался отсчет шестого года понтификата Папы Франциска. Что знаменательного произошло с Вами за эти годы? За что Вы благодарны ему? Что заставляет Вас в нем сомневаться? Приглашаю Вас ответить на эти вопросы в комментариях.