Маховик религиозной розни раскручивается на Украине

Сегодня мы изучили информационную картину украинского сегмента Интернета. Предметом нашего интереса стала смута, возникшая из-за пресловутого Томоса об автокефалии Украинской Православной Церкви. 

Начало этих нестроений в общественной жизни Украины можно связать с заявлением так называемого Патриарха Филарета, датированным 14 июня. По его словам, около десяти епархий УПЦ Московского Патриархата готовы перейти в УПЦ Киевского Патриархата.

Одним этим голословным заявлением лидер УПЦ КП не ограничился:

— Так вот тех потенциальных [сторонников воссоединения], по некоторым наблюдениям, примерно 2/3 Московского Патриархата. Учтите, что на сегодня Киевский Патриархат имеет поддержку 40-44% населения, а Московский – только 20-24%. Если из этих 24% в единстве с РПЦ останется треть, 8% – это будет небольшая Церковь и значительного влияния она не окажет.

Самопровозглашенный епископ Севастьян (Возняк)28 июля цепь провокаций продолжилась: в Сети появились сообщения о покушении на Филарета (Денисенко). Как оказалось, все это было высосано из пальца: в резиденцию «патриарха» заявился заштатный «епископ» УПЦ КП Севастьян (Возняк), вооруженный перцовым баллончиком (ни больше ни меньше!), от применения которого пострадала экономка Филарета — монахиня Варвара.

Отметим, что «епископ» Севастьян был отстранен от управления Черниговской епархией в далеком 2008 году. По-видимому, у него был личный конфликт с «патриархом», который повлек за собой такие последствия как нервный срыв и вспышку агрессии.

Надо полагать, что с арестованным «епископом» проведут разъяснительную работу, и попытаются возложить ответственность за «покушение» на российское государство или Московскую Патриархию. Действительно, недолго думая, самосвятский синод пришел к выводу, что если бы под газ попал Филарет, то по причине его возраста это могло привести к тяжелым последствиям («вплоть до смерти»).

Все эти спланированные шаги по нагнетанию религиозной розни привели к тому, что 28 июля, в день памяти равноапостольного князя Владимира, анонимный экстремист прислал в полицию по электронной почте сообщение о минировании соборов и храмов Украинской Православной Церкви, расположенных в Николаеве, Березанке, Баштанке, Березнеговатом, Новом Буге, Очакове, Новой Одессе, Казанцах и Снегиревке. В обращении подчеркивалось то, что храмам Украинской Православной Церкви не место на украинской земле. Зная новейшую украинскую историю, нетрудно догадаться, что данный случай не станет последним, а какой-либо системной работы по предотвращению экстремизма не предвидится.

Затем «патриарх» Филарет выступил как пособник этого преступника (и думаем, что всех последующих экстремистов): Дело в том, что никакой собственности у Московского патриархата в Украине нет. В связи с этим он предрек «возвращение» Киево-Печерской и Почаевской лавр в УПЦ КП, что неизбежно вызовет насилие — как и все предыдущие храмозахваты, инспирированные филаретовцами.

Свое скандальное заявление он мотивировал тем, что государство передало свою собственность в пользование Украинской Православной Церкви Московского патриархата, но когда будет здесь Украинская Церковь [Киевского Патриархата] признана, то лавра — и одна, и вторая — будут переданы автокефальной церкви (конец цитаты).

Кроме того, лидер раскольников ждет, что объявление автокефалии возымеет серьезные последствия для Русской Православной Церкви:

— Удар будет сильный, очень сильный. Первое, история Русской Церкви будет начинаться не с Крещения Руси, а с 1448 года. С тех пор, когда она отделилась от Киевской митрополии, — считает он.

Подводя итоги, нам хотелось бы сказать, что в сложившейся ситуации наилучшим выходом для православных верующих Украины стало бы предоставление автокефалии канонической Украинской Православной Церкви. Сделать это стоит самой Московской Патриархии — и сделать это добровольно.

По меньшей мере, высшим церковным органам стоит заявить о начале переходного периода, результатом которого станет украинская автокефалия, подразумевающая создание на Украине сети приходов под омофором московского патриарха. Тогда все будет логично: украиноязычная паства останется в автокефальной церкви, а желающие сохранить церковнославянское богослужение перейдут в патриаршьи приходы. 

Кирилл Белоусов

P.S. Также мы полагаем, что многие верующие, принадлежащие к различным православным юрисдикциям, могут найти прибежище в лоне Украинской Греко-Католической Церкви, которая не подвержена этим бурям житейского моря.

P.P.S. В продолжение этой темы можно прочитать еще один материал «Христианской России».