Оскар Ромеро — новый святой Католической Церкви?

14 октября Папа Франциск прославил в лике святых сальвадорского архиепископа Оскара Ромеро (1917-1980). Эта канонизация состоялась спустя три года после его беатификации и была призвана показать католикам, что Церковь преодолела вызов клерикализма. Знаком этого служит весь жизненный путь святителя Оскара — с самого его рождения в многодетной семье простого латиноамериканского телеграфиста, который учил его плотницкому мастерству. С детства Оскар полюбил святую мессу и постоянно пропадал в местной церкви, поэтому он рано ощутил свое священническое призвание и уже в 25 лет смог стать священником.

На его духовное развитие оказала огромное влияние дружба с иезуитским священником Рутилио Гранде. После двадцати лет непрерывного приходского служения отец Оскар стал редактором консервативной епархиальной газеты, а вскоре и столичным викарным епископом — в возрасте 53-ех лет.

Отец Рутилио внушил ему свои идеалы необходимости усиления роли мирян в Церкви и защиты интересов простого народа. Благодаря ему в Сальвадоре появились проповедники-миряне, которые отстаивали непряходящие католические ценности и боролись за социальную справедливость во время правления военной хунты, которая стала виновницей гражданской войны в стране.

После мученической гибели Гранде от рук ультраправых боевиков в 1977 году Оскар Ромеро встал на свой исповеднический путь. Чтобы понять трагическую атмосферу этой эпохи, достаточно лишь сказать, что во время тогдашних гонений на Католическую Церковь было убито более 120 клириков. Требования Ромеро о расследовании этих преступлений остались без ответа, а сам он был обвинен в пропаганде марксизма и разжигании классовой борьбы.

Ситуация осложнилась после проамериканского государственного переворота в Сальвадоре, произошедшего в 1979 году. Репрессии против мирного населения были продолжены — теперь уже с благословения администрации президента Джеймса Картера, несмотря на поддержку архиепископа Ромеро и его сторонников со стороны посла США — католика Роберта Уайта. С 1977 года в стране распространялись листовки с лозунгом: «Будь патриотом! Убей священника!». В эти годы участились разграбления монастырей и террористические угрозы в адрес католических школ и благотворительных организаций. После убийства Гранде были казнены еще пятеро священников, а также началась беспрецедентная для мировой истории травля иезуитов.

Пришло время и для подвига архиепископа Ромеро — после обличительной проповеди в адрес военной хунты он был убит во время богослужения в больничной часовне 24 марта 1980 года. Во время нападения на церковь Владыка Оскар держал в руках Святые Дары. Как известно из доклада ООН от 1993 года, заказчиками убийства были сальвадорские неофашисты, а исполнителем — сержант Национальной гвардии Марино Акоста, состоявший в президентской охране. Удивительно, но в 2004 году американский суд постановил, чтобы организаторы покушения на Ромеро выплатили им виру — 10 миллионов долларов за внесудебные убийства, которые они совершили. Так они оценили жизни 75 тысяч сальвадорцев, погибших во время подстрекаемой ими гражданской войны.

P.S. Как вы помните, в начале нашей сегодняшней публикации был поставлен вопрос о святости архиепископа Оскара Ромеро. Отмечу, что в свое время я считал его одним из виновников гражданской войны и провозвестником левацких политических идей. Соответственно, я полагал, что его беатификация является свидетельством ангажированности и политизированности текущего состава Ватиканского Синода.

Однако все эти обвинения опровергает сама жизнь святого — ведь до переворота 1979 года он пытался найти пути решения этого страшного общественного конфликта через диалог с властями. Также нам ничего неизвестно о его приверженности теологии освобождения или о его связях с какими бы то ни было латиноамериканскими социалистами.

В заключение мне хотелось бы привести девиз жизни архиепископа Оскара Ромеро: «Я пастух, который вместе со своим народом начал познавать прекрасную и тяжелую истину: наша христианская вера требует, чтобы мы принижали самих себя в этом мире». Этой истиной он жил, с ней же он и умер — отказавшись покинуть свою страну и паству даже по причине обнаружения тяжелой болезни.

Кирилл Белоусов