О талантах, призвании и писательском пути

Как раскрыть свой талант и начать свой писательский путь? С какими трудностями может столкнуться начинающий писатель и как их преодолевать? Что главное для того, кто решил радовать ближних словом? Обо всем этом – вторая часть нашего интервью с Артемом Перликом об искусстве, литературе и писательском пути.

О раскрытии таланта и начале писательского пути

Уильям Фолкнер замечал, что жизнь – это не то, что нужно от всех прятать, но такое сокровище, которое важно разделить с другими. Это настроение и должно быть у писателя: дарить, давать, вдохновлять, радовать! И, как говорил Жюль Верн, «А затем ещё, батенька, нужен талант…»

Почему Лермонтова избегали и знакомые, и девушки, которые ему нравились? Причина была в том, что он был настоящим, а этого почти все боятся… И дело писателя состоит прежде всего в том, чтобы самому стать настоящим, а тогда он сможет внести настоящесть в свои труды…

Но это же означает, что вся ложность мира восстанет на такого человека, и ему придётся узнать блаженство изгнанных за правду. Куда бы он ни пришел: преподавать в университет, работать в школу или кондуктором, на собрание пишущих людей своего города, даже в кругу своих родственников или в храм – он везде будет ощущать свою чужеродность, а все люди серости, умники и формалисты будут старательно выталкивать его из своей среды и им это часто удаётся… В этом, конечно, тоже есть промысел Божий, и Он допускает, чтобы свет изгоняли из одного места лишь затем, чтоб светлее стало в другой части земли.

Святой Макарий Великий говорит: «Где Дух Святой – там гонения». И если писатель хочет быть настоящим, он должен спросить себя – готов ли он на такую жизнь? Готов ли быть изгнан из родных мест, как изгнали Данте или Иосифа Бродского? Готов ли всю жизнь скитаться как Сайгё и Ду Фу?  Ждать, пока родственники соизволят обратить на него внимание, и позволить ему жить в собственном доме, как это было у Иссы? Терпеть боль, как Сервантес? Ждать издания своих прекрасных книг до сорока лет, как ждал Сергей Довлатов? Двадцать пять лет добиваться любимой девушки и получить отказ, как Уильям Батлер Йейтс? Испытывать травлю за свой талант как Борис Пастернак? Терпеть насмешки со стороны близких, как Катулл? Испытать презрение общества, как Байрон? Неответные чувства, как Китс? Всю жизнь не знать, кто может понять высоту того, о чём ты знаешь и говоришь, как Лермонтов? Жить в затворе и отказаться от всех попыток стяжать земную славу, как Эмили Дикинсон?

А что же взамен? Что взамен всех этих отказов, унижений и боли, которым подвергают люди серости человека Неба? А взамен зреть реальность Бога и мира духовного, знать мир и жизнь, как неслыханную красоту Господню, утешать и радовать других одним предложением, создавать небывалую, причастную Духу Святому красоту, и быть уверенным в победе добра!

Трудности начинающего писателя на его пути и их преодоление

Писать нужно потому, что ты хочешь это делать. Хочешь именно таким способом радовать других и умножать красоту. Если же в творческий процесс вкрадываются другие, посторонние цели, то результат будет плачевным. Так, никто ещё не создал великих строк, желая получить за это гонорар, сделать славным своё имя «к восторгу местных болот» (Эмили Дикенсон), завоевать девушку, из зависти к таланту другого и тому подобное. Цель творчества должна быть чистой от «всякой скверны плоти и духа», и тогда и результат окажется светоносным, если, конечно, у человека и вправду есть талант создавать красоту именно так…

«Стараться пребывать на той глубине бытия, где узнается и действует Бог…»

Важно всегда уходить от всех споров и стараться пребывать на той глубине бытия, где узнаётся и действует Бог. А из вслушивания в Бога будет рождаться творчество.

В Елизаветинскую эпоху Англия была страной театра, подобно как Нью-Йорк века XX – город кинематографа. О театре тогда говорили все. О нём спорили, рассуждали, говорили. И единственным в Лондоне человеком, который уклонялся от подобных споров и разговоров, был Вильям Шекспир…

Или другой пример, когда молодой Джеймс Барри, автор сказки «Питер Пен», пришел в некий дом, где в тот вечер был приём гостей, и следом за ним туда же заглянул уже состарившийся классик Томас Гарди. В гостиной зашел разговор о литературном стиле, и все высказывали своё мнение, кроме Гарди… Джеймса Барри это тогда поразило и он заметил: «Среди нас был единственный человек, который вправду мог сказать о стиле, – но он молчал…»

Мудрец и настоящий писатель говорят только там, где их слова прорастут. В этом они похожи на старцев-подвижников египетской пустыни IV века или на древних китайских мудрецов, вроде Чжуан Цзы…

И, конечно, мы поговорили о том, как Артём пришел к пониманию, что писательская работа – его призвание. О тех трудностях, с которыми он столкнулся на своем пути. А еще – о том, что же все-таки главное для писателя…

Экзюпери замечал, что призвание – это не то, что ты выбираешь, но что выбирает тебя. Я с первого класса школы знал, что пришел в мир радовать людей и создавать красоту. Не знал только – как это делать. И всё это вот так, при чутком внимании Божием росло, множилось, крепло, пока получилось то, что получилось…

Чудесный богослов Винни Пух как-то говорил об этом: «Видишь ли, Пятачок, это не так-то просто. Потому что поэзия это не то, что ты идешь и находишь, а то что находит на тебя. И поэтому, единственное, что мы можем сделать, это пойти и встать в такое место, где тебя могут найти».

Главное для всякого нашего дела, это, конечно же, – благодать и благословение Божие. Ведь Бог и есть внутренний смысл и свет всякого нашего труда и занятия… Бог и радость тех, кому мы хотим её подарить…

Не менее интересно было узнать, работает ли Артем над какой-то новой книгой сейчас. 

Средневековые европейские авторы не советовали читателям заглядывать в конец книги, пока они ещё находятся на середине чтения. А жизнь писателя – это тоже книга, или, лучше сказать – чудесная сказка Господня, где всё всегда бывает вовремя и на своём месте.

Или, как писал Колум Килле: «И по этой причине надлежало бы тебе платить за сочинения поэтов и поддерживать поэтов Ирландии, поелику же весь мир есть не более чем повесть, хорошо бы тебе покупать повести долговечные, а не те жизнь коих коротка́…».

Первую часть нашего интервью читайте здесь: http://christrussia.ru/они-творят-как-дух-велит-святой-об-и/

Беседовала Виктория Иващенко