Пасхальное время и повседневность

На дворе 7 мая, и это означает, что у греко-католиков и православных славян прошла Радоница. Однако, пасхальное время продолжается целых шесть недель — до самого отдания праздника (5 июня), в предвкушении Вознесения и Пятидесятницы.

Ежегодно проходя через благословенную пасхальную ночь, скоротечную Светлую седмицу и радостно-печальную Радоницу мы обретаем в своей душе искренние и необычные чувства, которые, словно бы, возвращают нас в мир детских грез. В это время в самой природе мы замечаем промысел Творца, проникаемся красотой Божьего мира, а в свободные часы стараемся успеть на богослужение или прочитать пасхальные часы.

Тем не менее, пасхальный свет в нашей памяти и в самой нашей жизни постепенно затмевает окружающая нас суета. Возвращается привычный нам график «воскресного христианина». Свои коррективы вносит и наступающее лето — с выездами на дачу, на пикники на озерах и в отпуск — неважно в России ли, или за границей. Все труднее соответствовать даже образу воскресного христианина.

Причина этого кроется в том, что мы привыкли разделять в нашей жизни сакральное (духовное) и профанное (мирское). Само собой, что это приводит к выгоранию. Но образующаяся в нашей душе пустота может помочь нам коренным образом изменить нашу жизнь. Ведь наша природа не статична, и начиная новый жизненный цикл с чистого листа, чаще всего мы призываем Бога.

И этому нас учит само христианское богослужение, которое делает нас свидетелями, сомолитвенниками и даже соучастниками евангельских событий. Действительно, наша вера не должна быть духовной отдушиной — эдакой кризисной психотерапией, а наша церковная община ни в коем случае не должна становиться тусовкой.

Вместо номинального освещения нашей повседневности мы должны вспомнить о том, что мы призваны к проповеди Господа нашего Иисуса Христа, целью которой может быть только приобщение к миссии Духа Святого наших ближних. Эта миссия раскрывается в таинствах Церкви, которые открывают нам самое главное — диалог с Богом как с нашим Отцом.

Восприятие этих таинств делает возможным понимание естественного символизма мира. Постигая таинства творчества, жизни и любви мы обретаем способность благодарить Бога, а также исполнять Его Слово в нашей жизни.

От Великого Четверга, то есть от общинного воспоминания таинства собрания и духовного участия в Тайной вечери, мы должны прийти к служению семье — нашей домашней церкви. А от Страстной пятницы и Воскресения Христова — к распятию наших страстей, прощению наших обидчиков и восстановлению нравственной цельности нашей жизни.

Главное — чтобы мы не жили сухой буквой закона, стремясь перепрыгнуть в послезавтрашний день нашей христианской жизни уже сейчас. У каждого своя мера духовной жизни, и Господь принимает последнего — также, как и первого.

И если в этом году литургические события не затронули наше сердце, если мы не смогли присутствовать на главных службах этого года, если мы еще не смогли изменить нашу жизнь, то мы все равно должны разделить пасхальную радость. И найти в ней силы, чтобы сделать проложить свой путь ко Христу в следующем году. Ведь прощение наших грехов воссияло от Гроба Спасителя. Воскрес Христос, и жизни есть где жить.

Кирилл Белоусов