Первые шаги в Церкви: как это было в истории и как это происходит в современных христианских общинах

Сегодня мне хотелось бы поговорить о воцерковлении. С первых веков христианской истории оно начинается с наставления в вере, которое в церковном лексиконе именуется оглашением или катехизацией. Можно с уверенностью сказать, что вдохновение для организации этой системы епископы того времени черпали в Нагорной проповеди Спасителя.

Первый пример огласительной беседы содержит Книга Деяний, написанная апостолом Лукой. В этом библейском сюжете говорится о том, как диакон Филипп огласил и крестил евнуха Эфиопской царицы Индиха. В этом событии замечательно то, что Христова Церковь открылась для всех — даже и для скопцов, которые ранее даже не могли переступать порог ветхозаветного храма. Знаменательно, что беседа Филиппа и Индиха была посвящена обсуждению 56-ой главы из книги Исайи. В ней великий пророк говорил о том, что все отверженные найдут себе служение и обретут спасение в общине верных.

В Дидахе (книге апостольских наставлений) сохранилось свидетельство о необыкновенном благоговении, которое испытывал по отношению к таинству крещения не только оглашенный, но и пресвитер — оба они постились перед тем, как преступить к его совершению. Зачастую в их посте к ним присоединялась вся община. Иустин Философ рекомендовал всем катехуменам держаться общего молитвенного правила и готовиться к покаянию. По завершению первичного периода оглашения изучались христоцентрические толкования ветхозаветных книг.

Затем с благословения восприемника (крестного) человек мог вступить на поприще Великого Поста, все богослужения которого через библейские песни и псалмы описывали путь человечества ко спасению во Христе. Однако, как правило, оглашение продолжалось два-три года и служило проверкой тому, может ли катехумен соблюдать себя согласно христианской аскетике. К слову, в случае совершения готовящимся ко крещению тяжких грехов испытание его веры могло быть продлено до пяти лет или до самого конца жизни.

Из истории неразделенной Церкви нам доподлинно известно, что вышеописанная практика оглашения начала сходить на нет в связи с всеобщим распространением крещения младенцев по вере их родителей. Для немногих взрослых катехуменов на Западе и Востоке с момента окончания гонений на Церковь в IV веке осталась лишь одна подготовительная беседа.

В Средние века и Новое время на Западе установился минимальный тридцатидневный катехуменат, который иногда продлялся католическими клириками вплоть до нескольких лет.

На Востоке было несколько проще — Новгородская летопись в XII веке содержала в себе указания о восьмидневном оглашении для взрослых славян, которое продлялось для инородцев до сорока дней. К сожалению, многие тогдашние православные катехумены отказывались учиться грамоте и заучивали необходимые поучения на слух. В Синодальный период сформировалась практика еженедельных бесед, а в остальное время употреблялись особые огласительные молитвы. Количество оглашенных было ничтожным — ведь подавляющее большинство подданных Российской империи крестилось в младенчестве.

В советское время из-за давления властей и атеистического общества было фактически невозможно проводить оглашение  — несмотря на насущную необходимость в научении народа утраченным им основам православной веры. К сожалению, по нерадению священнослужителей отказ от просвещения верующих продолжается в подавляющем большинстве отечественных приходов и в наше время, несмотря на введение общецерковных правил обязательного оглашения в конце 2011 года.

Стоит отметить, что Католическая Церковь столкнулась с подобными вызовами современности, а именно: секуляризацией общества и апостасией. Поэтому Второй Ватиканский Собор в 1963 году рекомендовал восстановить многоступенчатый катехуменат, который в большинстве общин продолжается с сентября по конец Великого Поста. Впрочем, желающие могут попросить начать для них оглашение в любой день календарного года, немедленно отвечая этим на призыв Господа. Интересно, что оглашенные умершие в период катехумената считаются крещенными в Католической Церкви.

Настало время сказать несколько слов о катехуменате в традиционных протестантских церквях — как правило, он занимает от полугода до девяти месяцев. После крещения предусмотрен еще один дополнительный этап — введение в таинственную жизнь церкви и посвящение всех желающих какому-либо приходскому служению. Также допускается катехизация для отпадших и воспитанных в других христианских традициях.

В заключение хотелось бы подчеркнуть то, что длительный период подготовки к принятию церковных таинств крещения, миропомазания и причастия отвечает апостольскому преданию. Поэтому в современном секулярном обществе представители всех традиционных христианских церквей придают большое значение его возрождению. При этом пастырский опыт католических, православных и лютеранских священнослужителей показывает, что те, кто не прошел катехизацию до или после крещения чаще всего отпадают от евхаристической или общинной жизни.

Кирилл Белоусов