Пленившие благодать

Есть такая категория христиан, для которых религия неотделима от политики. Они просто мыслят в таких категориях: иерархия, приказ, раб, послушание/непослушание. Иерархия есть и в аду, но от этого она не перестаёт быть их идеалом.

Странно, что люди эти, посылающие проклятия неким, выдуманным ими «либералам», постоянно признаются в своей ненависти к свободе. Разве не известны им слова: «Где Дух Господень, там и свобода».

А где нет свободы и нет любви, там что делать Духу Божию, уважающему волю человека?

Отсюда и панический страх этих людей перед любым проявлением соборности, что и продемонстрировал в своём недавнем выступлении господин Щипков.

Что «либерального» нашёл он в решениях Поместного Собора 1917-18 года? Упоминание ли о богослужении на современном русском? Так сейчас такие переводы сделаны давно и многократно, и достаточно благословения архиерея для их использования. Предложение о переходе на григорианский календарь? Тоже сто лет спустя не проблема для автокефальных православных церквей.

Вероятно, речь о приходском уставе. Когда прихожане, миряне самостоятельно распоряжаются делами хотя бы в пределах своего прихода. А не только послушно выполняют благословения епископа.

Да ведь и на такое собрание можно надавить. И с него можно брать налоги, пригрозив лишением легитимности. Но нет! Порочна сама мысль о самостоятельности скотов, то есть простите овец. Что ещё за демократия в стиле animal farm!

Что такое соборность? Единство всех членов Тела Христова в Духе Святом. При этом конечно никуда не девается индивидуальность человеческая, и протоколы соборов (поместных, архиерейских, вселенских) отражают стиль и чаяния той эпохи, в которую проведены. Да драгоценность завёртывают в бумагу, в пластмассовый или бархатный футляр, в полиэтилен в с зависимости от времени и места, но жемчужина от этого не перестаёт быть жемчужиной. В мире людей не бывает «абсолютно духовного», но надо уметь видеть духовное в человеческом.

Наивный Хомяков как раз попал в точку. Он не имел богословского образования и сразу схватил суть. А имей он богословское образование, молчал бы, попираемый каблуком Победоносцева.

Решения Поместного Собора зафиксированы кровью – кровью новомучеников. А вот решение об избрании Патриарха как раз неоднозначно. И то, что Патриарх Тихон признал в итоге советскую власть, и то, что он не смог обеспечить надёжного преемника, а место в итоге занял митрополит Сергий (Страгородский), в легитимности которого многие обоснованно сомневались. Результат – многочисленные расколы: правые-иосифлянские, катакомбники, РПЦЗ-карловчане, наконец епархия вл. Евлогия, вынужденная переходить под омофор Вселенского Патриарха, при том, что там её никто особо не ждал. Даже обновленческий раскол – это же по сути попытка выманить власть у её единственного обладателя – Патриарха.

Но по любви не будем судить святителя Тихона, искренне защищавшего Церковь и принявшего свою меру страданий.

Увы, такие как Щипков боятся не только будущих соборов, но и прошлых. Авторитет должен быть надёжным, он должен отстоять в истории как можно дальше. Для того, чтобы свободнее им было манипулировать. Очень хорошо чтить давно убитого царя, и называть себя монархистом. Очень хорошо ссылаться на решения древних византийских отцов, они уж точно не возразят, да и не каждый прочтёт их труды в оригинале по-гречески.

Но тем не менее, каждый христианин в Таинстве Миропомазания получает Дар Святого Духа. Чем мы принципиально отличаемся от епископов? Да, епископ в таинстве священнической хиротонии получает некую благодать, у него в крови больше этого «благодатного сахара», помогающего ему более тонко чувствовать религиозные моменты. Поэтому пастырь должен учить, наставлять этой благодатью. Но в Духе едины и миряне, и пастыри.

А если нет? Тогда конечно право распоряжаться благодатью Божией принадлежит какому-нибудь гуру или их группе. Представившей самые-самые справки с каноничными печатями. А кому ещё? Поместный собор провести нельзя. Вселенский собор провести нельзя. Просто приехать на Крит, обняться и сказать друг другу «братья!» нельзя.

Зато чудом (благодатью) под покровом тайны распоряжается властный Великий Инквизитор из карамазовской легенды. И своей властью обрекает ни в чём не повинных украинских мирян на конфликты с СБУ. И своей властью готов не то что спровоцировать, а благословить братоубийственную войну. А что овец не жалко, они на то и существуют – снабжать пастырей мясом и шерстью.

Что ж, можно пожелать г-ну Щипкову профессиональных успехов в животноводстве (разведении баранов и т. д.). А в Царство Божие тем временем входят мытари и блудницы, которых в резиденции князей церковных не пустили бы и на порог. Бог милостив и приемлет всех – вот и вся формула соборности.

Юрий Эльберт