Почему Константинополь считает неканоническим отлучение Мазепы от Православной Церкви?

Архиеп. Иов Геча определил отношение Константинопольской Патриархии к Мазепе

Заявление Представителя Константинопольского Патриархата архиепископа Телмисского Иова о незаконном наложении анафемы Русской Православной Церковью на гетмана Мазепу — это очередная политическая игра, имеющая идеологическую подоплёку. Начиная с первых слов, архиепископ исторически не совсем верен в своих суждениях.

По мнению Иова, решение об анафематствовании Мазепы было обусловлено лишь политическими причинами. Действительно политическая причина была. Она заключалась в том, что гетман совершил государственную измену в 1708 году, перейдя на сторону шведского короля Карла XII во время Северной войны.

Однако этим не исчерпывается обвинение в отношении гетмана. Он нарушил клятву помазаннику божию, данную на святом кресте и Евангелии. Можно привести фрагмент из текста анафемы: «Новый изменник, нарицаемый Ивашка Мазепа, бывший гетман Украинский… сломал веру и верность на крестном целовании обещанную и утвержденную».

Гетман Иван Мазепа

Нарушение крестной клятвы уже не просто политическое, но также преступление и религиозного характера. Изменив государству, Мазепа позволял осквернять шведам православные храмы и святыни. Историк Е.В. Тарле, автор фундаментальной истории Северной войны, на основании изученных им документов сообщает, что Мазепа даже помогал Карлу выбирать направления ударов по тем или иным украинским населенным пунктам. Словом, Мазепа пренебрёг не только государственными интересами, но и интересами Православной Церкви.

Что касается анафематствования по политическим причинам, то они имели место быть в истории как Восточной, так и Западной Церкви. Анафеме предавались бунтовщики и изменники.

Так, например, великий святитель Вселенской Церкви Амвросий Медиоланский (г. Милан, Италия) отлучил от Церкви узурпатора Евгения, выступившего против законного императора Феодосия Великого и попытавшегося захватить императорский престол в Западной Римской империи.

На V-ом Толедском Соборе (633 г.) поражались анафемой все домогавшиеся царского сана, без всяких на то прав по своему происхождению, а также злословившие Государя.

Повествуя о предательстве Мазепы в политическом и церковно-каноническом плане нельзя не признать, что он в своё время вносил и определённую лепту на благотворительность: строил многие храмы, монастыри, лаврские корпуса, помогал Киево-Могилянской академии и т.п. Сам император Петр I признавал, что Мазепа был великим строителем храмов, но после того, перейдя на сторону шведов, стал соучастником разорения православных храмов. Поэтому благие начинания гетмана нельзя умалить, при этом их не стоит использовать для оправдания его предательства в отношении как государства, так и Церкви.

По словам архиепископа Иова, после эмиграции Мазепа исповедовался у православных священников Константинопольского Патриархата, перед смертью он получил отпущение грехов, был отпет и похоронен по православному обряду. Соответственно, по мнению священнослужителя, Мазепа умер, как чадо матери-церкви Константинопольского Патриархата.

Что касается Русской православной церкви, то имя Мазепы предавалось анафеме в чине Православия вплоть до 1869 года. Впоследствии чин был сокращён и в нём перечислялись только ереси. Но это никоим образом не говорит о снятии с Мазепы анафемы Русской православной церковью. Стоит обратить внимание на тот факт, что из чина Православия исчезали со временем те имена, которые либо теряли актуальность, либо отягощали чин, о чём может свидетельствовать случай с Мазепой.

В 1918 году в Киеве по благословению митрополита Антония (Храповицкого) одним из викариев Киевской епархии была совершена панихида по Мазепе. По мнению протоиерея Андрея Новикова, совершение киевской панихиды является показателем превышения своей власти одним из епископов, и не более того.

Заявление архиепископа Телмисского Иова о якобы незаконной анафеме Мазепы, есть попытка дискредитировать Русскую православную церковь, что весьма выгодно определённой группе националистов и раскольников на Украине, которые ратуют за автокефалию УПЦ.

Вообще складывается впечатление, что Константинопольский Патриархат в лице архиепископа Иова движим синдромом подростка, который посредством неординарного поведения пытается показать свою неповторимость, чтобы добиться успеха. И это поведение выгодно даже может быть не столько самому Константинопольскому Патриархату, сколько украинским политическим элитам. Более того можно предположить, что Председатель Константинопольского Патриархата может стать некой разменной монетой в руках этих людей.

Открытие президентом Порошенко памятника Мазепе в Полтаве

Поэтому вопрос, связанный со стремлением архиепископа Иова осудить отлучение Мазепы от Русской Православной Церкви, — это не просто вопрос религиозного характера, а часть политической игры. И в этой игре заявление о якобы несправедливо наложенной на Мазепу анафеме является для политических и церковных элит Украины весьма удобным поводом бросить очередной вызов российскому обществу и Московской Патриархии.

Историк Александр Корецкий

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции, при этом являясь приглашением к аргументированной дискуссии.