Православная Церковь Казахстана вспоминает Акмолинских новомучениц

29 августа 2018 года митрополит Астанайский и Казахстанский Александр отслужил им молебен в Целиноградском районе Акмолинской области. Паломники, приехавшие вместе с Владыкой, также посетили музейно-мемориальный комплекс жертв политических репрессий и тоталитаризма в селе Акмол, где с 1937-го по 1953 год находился 17-й исправительно-трудовой лагерь Р-17, более известный под названием «Акмолинский лагерь жен изменников Родины» («АЛЖИР»).

На территории этого лагеря окончили свой земной путь двенадцать мучениц — женщин вполне себе обычных, что называется из народа. Сегодня о них мало что известно. Все они были русскими или украинскими крестьянками, и лишь одна из них была монахиней — послушницей подмосковного Крестовоздвиженского Иерусалимского монастыря. Евдокия Андрианова несла в обители послушание огородницы и псаломщицы в течение четверти века.

Судьба этой сестры особенно располагает к себе — ведь даже после закрытия Крестовоздвиженского монастыря она была причастна к организации духовной жизни в тайной христианской общине в Старой Слободке. Во время обновленческого раскола их община осталась в числе верных избранному на Поместном Соборе 1917-1918 гг. Патриарху Тихону. Чудесным образом Господь сохранил жизнь ее сестре Акилине, которую в годы Большого террора 1937-1938 гг. отказались выдавать ее односельчане.

А против монахини Евдокии было сфабриковано дело по антисоветской агитации. Она была арестована и направлена в Центральный Казахстан, где несмотря на свою инвалидность выполняла непосильные для многих других узниц совести трудовые нормы (на 114%). Там она вновь была в числе организаторов православной общины. Из состава ее участников выжила только одна женщина — Милана Иустинич, а все остальные были казнены по новому делу по печально известной 58-ой статье.

Оставшиеся в живых бывшие акмолинские заключенные после смерти Сталина в большинстве своем остались работать в Акмолинском совхозе. К слову, на этой земле до сих пор можно увидеть не только лагерный музей, но и плоды трудов христианских мучениц: фруктовые сады, бахчевые плантации, сельскохозяйственные поля, больницы, клубы и животноводческие фермы. А на месте упокоения новомучениц сегодня совершаются поминальные службы, которые проводят православные и католические священники. Также стоит отметить, что за первую половину двадцатого века эта земля превратилась в один большой антиминс с мощами новомучеников (именно так ее охарактеризовал Патриарх Алексий II).

Кирилл Белоусов