ПРОДОЛЖЕНИЕ ОТВЕТОВ БЫВШЕМУ СЕМИНАРИСТУ: ХРИСТИАНСТВО И СОВРЕМЕННАЯ НАУКА

Дорогие друзья, на нашем портале продолжает публиковаться полемика христианского публициста Юрия Беспечанского и анонимного семинариста, утратившего свою веру. В этой части Юрий Беспечанский отвечает на следующие мысли бывшего семинариста:

1) «Заметьте, что всю современную цивилизацию, в том числе компьютер и интернет, с которыми Вы работаете, создала наука с её «ограниченными сущностями», а не религия. Если Бога нет с точки зрения науки, постигающей этой мир, то напрашивается закономерный вопрос: так на каком же основании Вы считаете, что Бог существует? Интересно было бы услышать Ваши аргументы в пользу существования Бога. А ещё более интересно услышать аргументы в пользу выбора христианского Бога, а не какого-нибудь Анубиса, Зевса, Перуна или Аллаха»;

2) (На вопрос, не удивляет ли расцвет атизма именно в европейской, христианской культуре) «Нет, вовсе не удивляет. Во-первых, европейская цивилизация долгое время была передовой во всех аспектах: в культурном, в научном, в философском. Можно долго рассуждать о причинах этого первенства, но к одному лишь Христианству они явно не сводятся. Здесь замешана и политика, и преемственность от греко-римской цивилизации, и менталитет европейских народов, и многое другое»;

3) «Касаемо того, что христианство якобы породило современную науку. Приведите мне пожалуйста хотя бы один пример из Нового Завета, который стимулировал бы человека заниматься научными изысканиями. По-моему, Евангелие стимулирует человека «искать прежде всего царствия божьего и правды его», ну ещё готовиться к смерти и «второму пришествию», но никак не заниматься познанием и совершенствованием этого «тленного» мира».

Уверен, даже многие христиане со мной не согласятся. Большинство христиан хорошо «отделяют мух от котлет», в смысле, религию от науки. Наука нужна для практического использования мира вещей, а вера – для нравственности и вечной жизни. Они никак не пересекаются. Верующий учёный ничем не гениальнее учёного атеиста…Так или примерно так думает большинство знакомых христиан.

Николай Кузанский (1401-1464)Но, всё же, я немного знаю историю науки…Современная наука началась в Западной Европе в эпоху Возрождения, в XV веке. У нее есть совершенно конкретный отец-основатель: католический кардинал и философ Николай Кузанский (1401-1464).

Средневековая Европа, несмотря на преемственность от погибшей греко-римской цивилизации, была культурно и технически довольно жалкой. Арабский, а затем османский Восток выглядел и богаче, и цивилизованнее…Доминирующей идеей средневекового христианства была идея Августина об онтологическом ничтожестве человека без божественной благодати.

Что изменил кардинал Николай, имея весьма высокий статус и авторитет в РКЦ того времени? Он обратил внимание вот на этот библейский стих: Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы (Римл. 1:20) в комбинации еще с одним: И как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его (Еф. 1:19).

В самом деле, почему научно-техническая сфера слабо развивалась в Античности и в Средние Века? Космос казался «раскрашенным трупом» (Плотин), набор знаний о мире – хотя и большим, но весьма ограниченным. Человек как «микрокосм» никак не мыслился бесконечным. У человека есть жилы и кости, у земли есть горы и реки: вот и всё подобие мира и человека.

Кардинал Николай ВПЕРВЫЕ обратил внимание на то, что поскольку Вселенная есть творение и выражение бесконечного Бога, то она бесконечна вширь и вглубь, хотя и имеет границы. Бог актуально бесконечен и целиком присутствует в каждой точке Вселенной. Поэтому Вселенная – потенциально бесконечна; ее бесконечность растянута во времени.

Значит, всё мироздание и каждый его уголок можно постигать бесконечно…Поясню на примере: когда в начале ХХ века было открыто, что атом состоит из ядра и электронов, атеист и философ В.И.Ленин «пророчески» изрёк: «Электрон так же неисчерпаем, как и атом». Он оказался прав: в конце ХХ века были открыты кварки и глюоны.

Главное свойство современной науки – это её постоянно действующие отраслевые «институты»: математики, физики, химии, биологии и т.д. И никогда невозможно будет сказать: всё! Баста! В физике уже всё открыто…
Согласно идее Николая Кузанского, постижение Вселенной – это бесконечно увлекательное занятие постижения самого бесконечного Бога. Чуть еретически эту же идею высказал через 100 лет ученик кардинала, сожженый на костре Джордано Бруно: «Вселенная – это видимое тело невидимого Бога».
А библейский стих Еф. 1:19 говорит еще и о творческом могуществе познающего Вселенную человека, с которым Творец Вселенной делится Своим Словом и мудростью.

Иммануил Кант«Доказательство бытия Божия» в строго научном смысле, конечно, невозможно. Поскольку, как показал Иммануил Кант, логически и математически доказывать возможно лишь в сфере измеримых и конечных предметов, а не бесконечного Бога. Но кое-какие намёки на бытие Бога вполне допустимы и в науке.

Например, знаменитая «проблема трансценденции».

Мыслящий разум должно удивлять: почему это маленькая часть бытия мира (человек) своим логическим мышлением способна УСПЕШНО познавать ВСЁ мироздание? Что выражается в космических полётах, расщеплении атома и расшифровке генома.

Что такое логическое познание? Это сведение множества к единству.

Иерархия единств не может быть бесконечной, значит, должно быть некое первичное Единое, о котором писали Платон и Аристотель: Единое безличное Божество, как вершина логической деятельности человека.
Но успешность логического познания мира на практике говорит о том, что Единое в человеческой логике тождественно Единому в мировом сущем: общему Единому началу…

Здесь речь пока еще не идет о Христианстве, а лишь о безличном едином основании мира…О Личности Бога и Его отражении в жизни поговорим в следующем письме.

Юрий Беспечанский