Трагедия на Шри-Ланке в фокусе внимания православного священника Георгия Максимова

21 апреля христианский мир был потрясен пасхальными терактами на Шри-Ланке. От восьми взрывов отелей и христианских храмов погиб 321 человек, более 500 человек было ранено. На сегодня ясно то, что теракты были организованы местными ячейками запрещенных в России Аль-Каиды и ИГИЛ.

При этом международное сообщество (в том числе архиепископ города Коломбо Малькольм Ранджид) обвиняет цейлонские власти в преступном бездействии, поскольку индийские спецслужбы предупредили их о готовящихся терактах еще 4 апреля. Более того, даже пресс-секретарь ланкийского правительства Раджит Сенаратне утверждает, что уже 11 апреля эта информация (включая имена потенциальных террористов) была у всех руководителей местных силовиков.

Само собой, в данной ситуации, когда более 300 мучеников были отправлены на заклание при попустительстве властей Шри-Ланки, хочется увидеть консолидацию христиан — в том числе и в нашей стране. Что же говорят о цейлонской трагедии православные священники?

Известный миссионер священник Георгий Максимов на своей страницеВК обвиняет цейлонские власти в преступной халатности, разжигании межрелигиозной и межнациональной розни, а также молится за выздоровление всех раненых. Вроде бы, все верно и, что называется, по-человечески.

За три дня этот пост увидели свыше 43 тысяч человек, а на странице отца Георгия развернулось активное обсуждение. Немудрено, что в комментариях объявился провокатор, задавший Максимову вопрос: «Скажите, какова участь по православному учению погибших католиков на Пасху в Шри Ланке? Ведь по православному учению грехи ереси и раскола не смывает даже мученическая кровь?».

Ничтоже сумняшеся, отец Георгий отвечает ему: «Царствие Божие они не наследуют. Сама по себе насильственная смерть пропуском в рай не является. И тем большей трагедией является данный теракт».

Думаю, что с человеком, впадшим в подобные крайности бесполезно говорить о чувствах католиков, которые он ранит таким образом (далее я докажу, что он его слова не имеют под собой прочного богословского основания). Его слова хотя бы не дойдут до самих пострадавших и родственников погибших на Шри-Ланке — и слава Богу.

Но мне хотелось бы возразить отцу Георгию с точки зрения Священного Предания (принадлежащего Неразделенной и Восточной Церкви).

Начнем с позиции апостола Павла: Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог (1Кор.5:12-13).

По толкованию блаженного Феофилакта Болгарского, апостол Павел здесь подчеркивает то, что не его дело судить их: «Внешних же ожидает Страшный Суд Божий, от которого избавятся внутренние, если получат суд от вас». А святой Феодорит Кирский и Ефрем Сирин вообще утверждают то, что апостол не имеет над ними власти.

Стоит отметить, что под внешними здесь понимаются эллины, то есть язычники. После смерти они предаются на праведный Суд Господа, что уж говорить о христианах? Интересно узнать, почему отец Георгий считает себя в праве судить тех, кто, по его мнению, пребывают вне Церкви?

Между прочим, по православному учению католики имеют действительное крещение, веруют во Святую Троицу и сохраняют в своих общинах священство, восходящее по своей преемственности к апостолам.

На наш взгляд не стоит предрешать участь и погибших протестантов, отдавших свои жизнь за Господа нашего Иисуса Христа. Действительно, не нам их судить, ведь они были просвещены светом таинства крещения. Многие из них ежедневно молились, осознавали свои грехи, а также служили своим ближним всеми возможными способами (а во враждебном окружении это, мягко говоря, не легко).

Среди православных святых, разделяющих позицию блаженных Феодорита и Феофилакта, можно выделить составителя пространного катехизиса — митрополита Филарета (Дроздова):

— Никакую церковь, верующую, яко Иисус есть Христос, не дерзну я назвать ложною. Христова Церковь может быть токмо либо чисто истинная, исповедующая истинное и спасительное Божественное учение без примешения ложных и вредных мнений человеческих, либо не чисто истинная, примешивающая к истинному и спасительному веры Христовой учению ложные и вредные мнения человеческие…

Я не знаю, многие ли из христиан западных и глубоко ли проникнуты сими особенными мнениями, обнаруживающимися в Церкви Западной, и кто из них как твердо держится верой краеугольного камня Вселенской Церкви — Христа, — подчеркивает он.

— То изъявленное мною справедливое уважение к учению Восточной Церкви никак не простирается до суда и осуждения западных христиан и Западной Церкви. По самым законным церковным, я придаю частную Западную Церковь суду Церкви Вселенской, а души христианские — суду или, паче, милосердию Божию.

В заключение отметим, что в пользу обеих позиций о посмертной участи внешних по отношению к Церкви людей можно найти немало святоотеческих цитат — но, как мы видим, все далеко не так однозначно, как нам пытается представить отец Георгий Максимов. К тому же, Спаситель искупил все человечество, а не членов какой-либо «обладающей полнотой истины Церкви».

Кирилл Белоусов

Фото: AP/ТАСС, Reuters