Через призму Любви

Новогодняя суета не оставляет места для сидения за компьютером и уж, тем более, для отслеживания новостей. А вот уже после новогодней ночи, когда в Челябинской области объявили траур, эту новость обсуждали везде. И вначале она не вызвала сильного эмоционального отклика – да, жалко людей, но когда читаешь и сам пишешь подобную информацию каждый день, то привыкаешь экономить душевные силы.

В Крещенский сочельник в СМИ появилась информация о том, что ответственность за взрыв в Магнитогорске взяла на себя запрещённая в России террористическая организация «Исламское государство». Эту версию, думаю, еще долго будут подтверждать и опровергать, но механизм уже запущен – нам страшно. Теперь трагедия в Магнитогорске коснулась почти каждого жителя России. Кажется, что в нашей пяти- или девятиэтажке может произойти точно такой же взрыв.

Хочется в этом контексте поговорить о доверии Богу.

Да, вряд ли те 39 человек, погибшие в новогоднее утро, были грешнее остальных. И здесь атеисты обычно задают свой излюбленный вопрос: «Как Бог это допустил?»

В церковной публицистике мне понравился только один ответ. Часто мы представляем себе взаимоотношения человека и Бога на основе отношений людей. Справедливость – это когда по ветхозаветному принципу: «Око за око, зуб за зуб». На какую-то, по нашему мнению, несправедливую обиду или поступок мы сказали бы что-то в ответ, развернулись и отошли, что-то крикнули бы вслед, рассказали бы всем другим, какой хам наш обидчик и как все неправильно, а Господь поступает иначе. Господь слушает каждого и отвечает каждому, потому что верит любому человеку и верит в любого человека, в то, что он может исправиться. В этом отличие Бога от человека.

Господь взирает на нас через призму своей Божественной любви, и Его наказания тоже нужно рассматривать через призму любви. А у нас, увы, нет любви даже человеческой, поэтому все наши рассуждения о справедливости и правде (в особенности, по отношению к другим людям) часто бывают ложными. Никакой справедливости и правды без любви быть не может.

«Страх убивает любовь», — говорят святые отцы. А Любовь – это и есть Бог. По большому счету, в таких случаях три пути: обозлиться на всех и вся, пойти по пути ненависти и начать мстить. Этот путь гораздо легче и понятнее. Ну, или обидеться. На то, что мир несправедлив. Только так обычно поступают подростки, когда на них внезапно обрушивается столь тяжелая правда. Да, справедливости в этом мире нет. Иначе Христа не истязали бы перед всем народом и не отдали бы на мучительную смерть. Но зато в этом мире точно есть Любовь. Это и есть третий путь, выход из тупика, где неизбежно оказывается свидетель трагедии. Пойти и помочь, поддержать, обогреть своей теплотой. Тогда и сам, с Божией помощью, получишь надежду на Богоявление в своей жизни.

Можно пытаться пережить свой страх в одиночку. Но непонятно, где находить силы для того, чтобы трансформировать его в любовь. А можно прямо сейчас присоединиться к тем, для кого любовь означает действие и помочь тому, кто действительно нуждается в помощи. Сознательно не буду рекламировать конкретные благотворительные фонды или группы, статья написана не для этого.

Важнее сказать о том, что показывает жизнь: атеистом человек остается, когда у него все хорошо (более или менее). Стоит произойти чему-то, на что он повлиять не в силах, и он задумывается о Высшем разуме. Вся история в целом и терроризм в частности предельно ясно показывают, что ненависть – это путь в никуда. Обида в сочетании с одиночеством еще ни разу не помогли обогреть замерзшего или накормить голодного. Никого не побудили жить и развиваться в полную силу. Лишь евангельская Любовь – ко всем и вся, всеобъемлющая и всепрощающая, помогает жить и радоваться на этой планете.

Елена Чечнева

Фото: rbc.ru