Блаженны хранящие откровения Его: от нас ушел протоиерей Андрей Зверев

8 августа прихожане греко-католических приходов Челябинска и Копейска узнали о том, что мы осиротели. Мы остались без пастыря, рядом с которым многие из нас провели почти два десятка лет. К сожалению, мое знакомство с отцом Андреем было не столь продолжительным (но я надеюсь, что кому-то будет интересно и полезно почитать мою историю). 

В первый раз я увидел его в то время, когда я был прихожанином одного из православных храмов города Челябинска. Произошло это в римо-католическом храме Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (приблизительно пять лет назад). В тот день отец Андрей сослужил на мессе настоятелю и викарию, латинским священникам. Тогда я относился к католикам с большим предубеждением, хотя это и не останавливало меня в осуществлении своего давнего желания — изучить западный обряд и католическую духовную традицию.

Надо ли еще говорить о том, что сочетание восточных и латинских облачений на богослужении показалось мне фарсом, который должен был имитировать несуществующее и, как мне казалось, недостижимое единство православных и католиков, на которое очень надеются последние. Но, к счастью, я узнал поближе нескольких прихожан, а затем один из них с благословения батюшки пригласил меня на литургию Иоанна Златоуста в домовый греко-католический храм.

И здесь (вопреки своим ожиданиям) я увидел не политизированных украинцев или перебежчиков из РПЦ, чем-либо обиженных в своих бывших общинах, а обычных русских людей, молитва которых мне показалась весьма достойной и искренней. С тех пор я стал уважать униатов: за то, что они искали утраченного церковного единства; за то, что они обрели его в лоне Католической Церкви; и за то, что они несли свою миссию — в духе христианской любви свидетельствовали о том, что преодоление пропасти между Западом и Востоком возможно.

Тем не менее, еще довольно долгое время я прожил с убеждением об отсутствии  полноты истины у католиков. Но пути Господни неисповедимы: однажды Провидение на несколько месяцев забросило меня в Миасс, и там я услышал от местного православного священника хвалебный отзыв об отце Андрее — о его благочестии, о его глубоком понимании восточной духовности и то, что он представляется ему образцовым миссионером. 

Следующим шагом в моих духовных поисках, которые я, кстати сказать, до конца не осознавал, стало посещение католической мессы, открывающей череду дней Великого Поста. Случилось так, что в Пепельную среду служил отец Андрей. И о чудо! Во время проповеди с кафедры прозвучали слова протопресвитера Александра Шмемана (прим. авт. — выдающегося православного теолога и литургиста). Ведь никто, кроме него, не мог лучше описать суть Четыредесятницы. Отец Андрей говорил о духовном посте, о различиях в аскетических традициях православных и католиков, а также о том, что нам следует искать взаимопонимания и молиться друг за друга — несмотря ни на что. Получив благословение на совершение поста, я отправился домой. Но семена единства уже были посеяны в моей душе.

Прошло чуть больше трех лет, и в жизни моей семьи произошла трагедия, о которой мне не хотелось бы говорить во всеуслышание. После этих скорбных событий мне попала в руки замечательная книга отца Павла Адельгейма («Догмат о Церкви»), в которой упоминалось об отсутствии канонических причин для сохранения разрыва евхаристического общения между Католической и Православной Церквями. И мне захотелось выразить церковное единство через принятия Святых Христовых Таин на мессе. Пришли ко мне и мысли о том, что Римская Церковь наиболее точно исполняет слова Спасителя: Да будут все едино (Ин.17:21).

Поэтому, когда настоятель католического прихода священник Андрей Ферко спросил меня о том, не хочу ли я войти в полное общение с Церковью, то я ответил утвердительно. И он отправил меня к давно уже знакомому мне отцу Андрею Звереву, который в то время нес послушание помощника ординария католиков восточного обряда. Скажу безо всякого преувеличения, что я никогда не забуду эту беседу. Батюшка понимал меня с полуслова.

Обсудив все насущные проблемы, мы поговорили о нашем церковном прошлом, и даже нашли немало общих знакомых. Между нами не возникло того барьера клерикализма, который, как правило, отдаляет исповедника от его духовника. К сожалению, подобное непреодолимое разделение мирян и духовенства укоренилось в современной Русской Православной Церкви. Под завершение разговора я услышал самое главное: что я могу поминать литургически всех своих православных близких, в том числе и мою мать, которая умерла во время подготовки ко крещению. На моих глазах стояли слезы благодарности, но отец Андрей ответил только, что Христос искупил нас всех, а такие люди более всего нуждаются в молитвах Церкви.

К сожалению, за те девять месяцев, которые мы с отцом Андреем должны были провести в одной общине, я бывал у него на литургиях достаточно редко. Прежде всего, меня отвлекали различные подработки, а также желание присутствовать на праздничных мессах, многие из которых я посещал впервые. Да и время для их посещения было несколько более удобным, а литургии у отца Андрея проходили ближе к середине дня (в 14.00), поскольку батюшка разрывался на два прихода — копейский и челябинский. 

Поэтому я очень рад, что я поехал вместе с ним в последнюю паломническую поездку — на встречу греко-католической молодежи и духовенства в Нижнем Новгороде. История нашего знакомства подошла к концу, и завершилась его проповедью, посвященной единству Российской Церкви, которую, по его словам, не должны разделять ни различие наших жизненных интересов, ни политические разногласия, а должен собирать воедино Господь наш Иисус Христос. Таким и было завещания нашего пастыря: сохранить нашу небольшую церковную общность. В заключение стоит отметить, что он ни перед чем ни останавливался, чтобы осуществить эту миссию, используя каждый свой свободный день для совершения Божественной литургии. 

Кирилл Белоусов