«Европравославные» и «афониты»

Последнее время в речи всенародно любимого протодиакона Андрея Кураева часто звучит выражение «отбомбиться по Воронежу». Иными словами «наказать своих». И пока сотрудники РНЛ вместе с о. Всеволодом Чаплиным и Кириллом Фроловым собирают конференции и ликуют: «Константинополя больше нет! Наконец-то Московский Патриарх стал первым по чести среди епископов планеты!» – восточные патриархи на это, вероятнее всего, и ухом не ведут. Зато своя, «пятая колонна» гораздо более ясная и доступная цель.

Мишень объединит две разные, противоположные по взглядам категории людей. Сами они себя никак не называют и не ощущают единым целым, так что придётся использовать насмешливые ярлыки, которые придумали их властные противники. Первые – «европравославные», вторые – «афониты».

«Европравославные» – не обязательно православные, живущие на Западе, или даже бывавшие там. Они держат на полках труды о. Александра Шмемана, вл. Иоанна (Зизиуласа) и Каллиста (Уэра), хотя отсюда не следует, что они внимательно читали их (для чтения серьезных богословских текстов требуется время, усердие и квалификация). Да и в Европе они не бывали, разве в какой-нибудь курортной Черногории.

Просто они, постсоветские интеллигенты, подобно интеллигентам советским, не находя ответов в реальности, принимались искать их в книгах. И утешать себя верой в то, что пусть у нас в лоне Московском всё уныло, зато где-то там в Европе на рю-да-Рю, в Сурожской епархии или в американском Крествуде кипит мысль и царствует справедливость. И однажды они придут и вступятся, и рассеют наш беспредел. И хотя из новостей мы знаем, что в SaintSerge – православном институте работа едва теплится, что Сурожская епархия расколота и отформатирована, приятно бывает верить, что правда существует где-то и на земле.

«Афониты» – зеркальное явление. Это вовсе не насельники монастырей Святой Горы, но и те россияне, кто паломничает на Афон, читает книжки об Афоне или хотя бы паблики в социальных сетях, слушает беседы всяческих сомнительных старцев, вроде похожего на старушку монаха Рафаила (Берестова). Они – носители апокалиптических страшилок и суеверий, об ИНН, штрих-кодах, наночипах…

И всё-таки психологически это очень схожее явление: попытка найти «управу на нынешний беспредел», такое место на земле, где ещё сохранилась подлинная христианская жизнь, ростки которой можно пересадить и на нашу почву. Отсюда и некритическое отношения к афонским эсхатологическим басням, и к практике безусловного послушания и т.д.

Может быть и те, и другие заблуждаются. Нет, не развлекаются даже, а выдумали себе миф, фантом, как старик мечтает о прекрасной девушке, а мальчик о пиратах и дальних морях. Но разве соборность не в том, чтобы попытаться их убедить, а не делать их врагом?

Ныне один из умнейших людей, работавших когда-либо в Московском патриархате, Сергей Валерьевич Чапнин, собирает подписи под петицией Патриарху о восстановлении евхаристического общения с Константинополем.

Многие смеются: стоило ли связываться с сайтом, где размещают свои послания откровенные безумцы и маргиналы, защищающие котиков и отпугивающие крокодилов с вершин Кавказских гор? Но, простите, в маргиналы нас загнали. А как ещё осуществить принцип соборности? Какое СМИ (кроме разве что «Новой Газеты») могло бы такой текст напечатать?

Сила Божия в немощи совершается. И маргинал может оказаться прав, пусть не по факту, но страданию своему. Дай Бог нам об этом помнить, чтобы однажды самим не начать загонять других в маргиналы.

 

Юрий Эльберт