Как христианину относиться к ереси и другим заблуждениям?

Может то, что я сейчас скажу, покажется смелым, и в чем-то абсурдным, но все-таки. Вчера у меня состоялся довольно продолжительный спор с одним господином. Спор вполне себе в рамках допустимого, без взаимных оскорблений, нервотрепки и прочих сопутствующих. Был он про то, что католики, конечно — еретики суть.

Не в первый раз я это слышу. Мнений на сей счет предостаточно. Но настаиваю на своем. Католическая Церковь не является ересью. Соборно, а именно Вселенскими Соборами она осуждена не была, а разные мнения, даже пусть и поместных соборов не являются достаточным аргументом наших уважаемых православных братьев.

Я в общем-то и не об этом хотел сказать. Немного порассуждать о важности и принципиальности наших расхождений для спасения души. Я понимаю, когда есть действительно серьезная штука — ересь монофизитов. То есть вот то, что затрагивает центр христианского мировоззрения, и может повлиять на восприятие, представление человека о Боге.

То есть можно было бы, исходя из этой ереси упрекнуть Бога в отсутствии со-страдания вместе с человеком, мол, Ты — Бог только, а не человек, и Ты не знаешь, что такое страдание, потому что страдания Бога (исключительно Его) — никак не могут быть поставлены вровень с человеком. Понимаете о чем я?

А Филиокве? Не зря же столько веков по большому счету никак не мешал он сосуществовать вместе, воспринимаемый как «поместная традиция». А Примат Папы? Пожалуйста, назовите хоть один пример того, как данный догмат лишил «спасения» хоть одного человека.

Ясно, что во времена дружбы, все подобные различия воспринимаются как «разночтения и традиции», а во времена вражды все это начинает рассматриваться под микроскопом и возводиться в ранг величайшего прегрешения против Бога и человеческого спасения. Взаимные обвинения превращаются в чрезвычайно серьезные преступления, но это — свойство человеческой души. В друге часто замечать только хорошее, а во враге — утрировать его черты, которые не нравятся.

Полагаю же, что наше общее дело — проповедовать Христа распятого. Делиться радостями о Единой Вере. Такие вот споры о догматах, не приблизят человека к человеку другой конфессии ни на миллиметр. Да и разве догмат, это — волшебство, когда при произнесении магической формулы душа человека автоматически спасается?

Разве чистосердечный в своем исповедании католик, не совершающий греха своему ближнему дальше от Бога чем правильно верующий православный, но ненавидящий своего брата — и НАОБОРОТ? (Специально выделил это слово, чтобы не было упрека от братьев). Неужели правильная вера — вера в догматы, а не в Любовь Христову? Разве автоматическое следование догматам, принятие их исправляет душу?

Никогда. А вот разделить может, и крепко. Да и спор идет не о добродетелях, не о количестве святых, а об некоей субстанции, пройденных и решенных спорах. Нам же остается жить по Любви Христовой. Легче станет ли любому человеку, если он убедит и приведет к «истинной вере» другого, объясняя ему его заблуждения? Вряд ли.

Каждый человек умен по-своему и каждому ему Господь открывается со Своей стороны. Так не лучше ли оставить все это?..

Я никого не агитирую. Просто рассказываю. Не призываю покаяться и обратиться. Верю, что Господь спросит не за это. А за то, сколько изломанных судеб, трагедий личных принес тот или иной человек, насаждая другому «правую веру». Вот уж воистину благими намерениями «вразумления еретиков» устлана дорога в ад бесприменительно к конфессии.

Михаил Чернов