КУДА ПРИВОДИТ НАС ВИННИ-ПУХ

1Петра 5-7: «Все заботы свои возложите на Него, ибо Он печётся о вас».

Виннипег, медведица, жившая в 1920-ых годах в Лондонском зоопарке, однажды вдохновила Алана Милна создать сказку о Винни-Пухе. В 1914 году её ещё медвежонком купил у канадского охотника-траппера за двадцать долларов лейтенант Гарри Колборн.

А Милн уже открыл в своих книгах о медвежонке, что даже взрослеющий человек не должен терять свою настоящесть, как великую драгоценность сердца.

У истории нашего роста если и есть начало, то оно лежит у начала мира, не имея окончания в плодоношении света и доброты. И весь мир – это одно великое дерево, которое напоено Богом…

По мере духовного возрастания человек начинает видеть в тексте то, чего не замечал раньше. Но верно и другое — под действием великого текста душа растёт к новому пониманию… Каждый находит в книге своё, доступное ему, а всё целиком можно увидать, наверное, только с неба. Так, и весёлая сказка о медвежонке, это, на самом деле, пронзительно грустная повесть о ребёнке, который вырос и должен вступить в мир взрослых, а там всё неправда. Он оглядывается назад — но ему поздно играть в игрушки. Он смотрит вперёд — и открывшееся зрелище постепенного увядания сердечной красоты вовсе не радует его. Вот тогда-то уже не он, но автор понимает, что опору возможно обрести только в вечности, потому, что там, «что бы ни случилось мальчик будет вечно играть со своим медвежонком», то есть Милосердный Бог сполна одарит радостью по-детски чистых сердцем…

Мир наиболее полно постигается не через анализ, но проникновением, озарением, которое открывается нам в молитве, поэзии и искусстве как таковом. В книге Винни-Пух как поэт противопоставлен философствующему ослику Иа-Иа, вся печаль которого заключается в невозможности охватить мыслью тот небесный план, по которому Господь приводит нас к радости.

«Старый серый ослик Иа-Иа стоял один-одинешенек в заросшем чертополохом уголке леса, широко расставив передние ноги и свесив голову набок, и думал о Серьезных Вещах. Иногда он грустно думал: «Почему?», а иногда: «По какой причине?», а иногда он думал даже так: «Какой же отсюда следует вывод?» И неудивительно, что порой он вообще переставал понимать, о чем же он, собственно, думает».

Честертон говорил, что умник пытается втиснуть небеса в голову и его голова лопается. Мы не в силах понять, по какой дороге к нам придёт счастье, ведь «Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои» (Ис 55:8). Винни Пух же, напротив, относится к небу и жизни с доверием, а потому он – радующийся медвежонок. Мир и жизнь стоят того, чтобы относится ко всему с ликованием, но почти никто об этом не знает, ведь радость всегда тесно связана с добротой и доверием Богу. «Кто может повредить царскому ребёнку или новорожденному львёнку, зная, что его мать-львица находится рядом?» – спрашивает Старец Дионисий Каламбокас. И мы радуемся тогда, когда имеем это высокое чувство жизни как сказки, в которой Господь Сам заботится о нашем счастье, лишь бы только мы не забывали прилагать заботу о своей доброте.

Сама традиция английского стихотворного нонсенса, в котором медвежонок творит все свои кричалки, сопелки, пыхтелки и ворчалки как бы говорит о том, что мир не может быть уложен в схему, как бы того ни хотелось умникам и тем из философов, которые стремятся дать всему разъяснение, вместо того, чтоб всему удивляться и видеть мир как миллионы поводов для благодарности.

Противоположно и схематично поступают Кролик и Сова. О Кролике Пух говорит, что «У него настоящие мозги. Наверно, поэтому он никогда ничего не понимает». А Блез Паскаль пишет по этому поводу: «Боюсь я математиков… Чего доброго они и меня примут за какую-нибудь теорему…».

Пух – проповедник древней евангельский и святоотеческой идеи, что мир и жизнь всегда есть блаженство. Святой Иустин Сербский пишет: «По своей божественной, логосной сути, жизнь есть рай». Эта та идея, которая остаётся невостребованной и непонятой даже и большинством ходящих в храмы людей, но на этой радости быть нужным и уметь отвечать на любовь держится Христианство. До такой степени, что Климент Александрийский называл радость главным качеством Церкви, а Александр Шмеман писал, что уклонение в ложность начинается там, где из веры уходит радость. Потому что радость – один из даров Духа Святого, и если этого в жизни христиан нет, – значит и встреча ещё не произошла.

Известный философ Татьяна Горичева рассказывала, как она говорила на эту тему с всемирно известными старцами-подвижниками, и как они, по сути, учили её смотреть на мир глазами Винни Пуха: «Я спросила отца Порфирия (Кавсокаливита) в Афинах: «Как относиться к радости? Потому что столько страдания кругом…» А он ответил: «Ты должна жить в раю, всё, не смущайся». И то же самое мне сказал отец Софроний (Сахаров): «Ты должна жить в раю»».

Такое восприятие жизни может показаться человеку чем-то невозможным, но для христианина невозможно знать, что Бог есть – и не радоваться этому факту. Ведь больше и важнее того, что Он – есть, и что Он – таков каков есть – Бог милости и любви – больше этого в нашей жизни уже ничего не случится.

Писатель Сергей Довлатов, когда впервые выехал за границу и был опрошен корреспондентами о том, что его тут больше всего удивило. Он ответил им: «То, что всё это действительно существует». Так и с Богом – что бы ни случилось с нами лично, никогда уже не будет чего-то большего чем то, что Он – есть! Достаточно обратиться к языческим, индуистким, фэнтезийным, атеистическим представлениям о мироустройстве, чтобы понять, как драгоценно то, что мы живём во Вселенной Христа, а не Зевса, Одина или «различных форм движущейся материи» (по Карлу Марксу).

Почему же Пух, не лишённый недостатков – живёт в радости, а умная сова или умничающий кролик – нет? То же часто бывает и среди христиан, ведь радость даётся небом за доброту и за настоящесть.

Вера превращает жизнь человека в цветную радугу богообщения, когда он начинает ощущать себя персонажем сказки, которую пишет для всех милосердный Бог. Но вера может быть и придавливающей к земле кабалой, когда человек ею всецело сосредотачивается на себе: своих грехах, своих переживаниях; когда он носится с самим собой как курица с яйцом. Такой человек никогда не повторит вслед за святым Паисием Афонским, что не заботится о том, куда Христос поместит его после смерти, так как всецело желает каждую минуту радовать любимого Бога не за награду, а потому что любит Его.

Глядя на многих ходящих в храмы людей с болью замечаешь, что из них будто выпита жизнь и осталась одна не замечаемая ими искаженность: лицемерие, формализм, засилье внешнего и, как следствие, боязнь всего подлинного, всего, в чём и ком действует Дух Святой. Выйди такой человек из своего, стань он жить для других, перестань в добром смысле заботиться о своём, – и обрёл бы радость. А ведь именно радость – есть знак того, что наш путь ко Христу верен.

И здесь Пух – это сказка о том, что и в нашем большом мире радость обретает тот, кто старается найти её для других.

Винни – медвежонок живущий в детстве, это поразительный образ того, что, стоит только нам искать всего настоящего, как и мы становимся в нашем большом мире сказочными героями, которые утешают Иа-Иа, помогают другу, пишут стихи, обедают, путешествуют, и, как и положено героям сбывшейся сказки, полностью освобождены Богом от забот «Что есть, что пить и во что одеваться» (Мф 6:25).

Так Господь обращает в сказку жизнь доброго человека, за одну только настоящесть и понимание, что мы пришли в этот мир не ради заботы «собирать и копить» (Еккл 2:26), но чтобы облекать жизнь в песню или сказку!

Артем Перлик