К свободе призваны вы, братья

«К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Гал. 5, 13). «Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков» (1 Кор. 7, 23). «Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8, 36).

Сколько слов в Священном Писании сказано о свободе! А между тем нет в сегодняшней церковной среде ругательства страшнее слова «либерал». Конечно, либералами называют себя и вполне конкретные люди прозападных политических взглядов, но разве о них речь… Такие в церковной среде встречаются нечасто.

Но и самого слова «свобода» мы начинаем стесняться и краснеть, словно подростки, когда речь заходит о взрослой жизни и устройстве семьи.

Куда чаще в нашей речи встречаются сравнения Церкви с армией («воинством» на церковнославянский манер), с осаждённой крепостью, разговоры о послушании (полезное духовное лекарство, спору нет, но лекарством можно и отравиться), тем более об империи, о её закрепившихся в истории геополитических интересах – одним словом о том, что апостол называл «пустыми спорами о родословиях».

Разве для самих для нас не счастье – действовать свободно и творить, уподобляясь Творцу?

Христианское богословие говорит нам, что наша воля повреждена грехом. И это правильно. «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим 7, 19).

Но отсюда не следует вывода, к которому приходят буддисты, индийские йоги и прочие верующие в карму: что нужно вообще ничего не делать. Ничего не делая, мы тоже неявно совершаем злой выбор. Точнее… не абсолютно злой, а ошибочный. Человеческий.

Как дитя, рисуя солнышко и домики, неизбежно кривит линии. Да фреской в храме такой рисунок не сделаешь, но родительскому сердцу он дороже знаменитых полотен. Да дитя от глупости нарисовало улыбку у солнца, но не сделалось от этого язычником-солнцепоклонником.

Так и нам важно научиться не бояться. Не бояться жить. Говорить. Творить. Совершать поступки. Пусть будет неправильно, в следующий раз Господь управит, и получится лучше.

Святитель Феофан Затворник учит нас, что свобода – прежде всего свобода от страстей, терзающих и обжигающих наши души. И это верно. Святыми отцами разработана строгая система «блюдения помыслов», иными словами контроля за своими мыслями. И она хороша, как упражнения по тяжелой атлетике. Но как не каждому человеку дано нарастить чемпионскую мускулатуру, так не каждому дано пройти тяжелым путем монашества. Но даже и многим монашествующим, по их свидетельствам, приходится падать до самой смерти, постоянно принося покаяние в одних и тех же грехах. Что же, страсти не утихают?

«Держи ум во аде и не отчаивайся», – частенько повторяем мы. Чтобы не поразила гордыня, нужно считать себя хуже всех. Красивая средневековая поэтическая метафора, указывающая направление кающемуся. Но как исполнить её буквально, считая хуже всех? И хуже Гитлера? И хуже Чикатило? Хуже царя Нерона, сжигавшего христиан?

Страшно жить в мире, где воздух вокруг каждого из нас кишит невидимыми полчищами бесов, которые то и дело подсовывают в голову греховные «прилоги». Нет, это не наше, пусть слабое и падшее, как сказали бы психологи, но все-таки наше естество, которое любит и жалеет Господь, это все они, невидимые, рогатые, лезут под ноги и царапают коготками левое плечо…

Верно говорит один современный мыслитель: «Вы все говорите о гордыне, а она в ваших кельях и не ночевала. Уныние – вот королева ваших келий».

Как же жить в таком ужасном мире? Не обращать на страхи внимания, как на тени в пещере, куда мы отправляемся в поход. Ведь с нами Бог! Как в присутствии дорогого старшего родственника, наконец прибывшего в гости, мы не станем выяснять мелких семейных дрязг, так не станем и в присутствии Бога – вот и взаимное послушание. Как тому, кого привёл с собой за руку дорогой гость, мы рады так же как и самому гостю, так мы принимаем и наших ближних – в присутствии Бога. В присутствии Бога нам никто не препятствует, ибо противного Ему мы творить не смеем, а благое, пусть с погрешностями и ошибками, не остановить.

Ибо что есть рай, Царство Христово, Небесный Иерусалим? Постоянная жизнь в присутствии Бога. И начинается оно здесь, «внутри нас есть», как обещал нам наш Спаситель.

Юрий Эльберт