ЛАЗАРЬ

Лазарь – юноша, почти отрок, без бороды – словно Авель. Со времен Авелевых он ждет в своем гробе, в земле, он, чья кровь невинная вопиет. Он не убит рукой Каина-брата, он убит болезнью – чье имя, в сущности, смерть. Он убит врагом страшнее Каина, врагом последним.

Лазарь стоит, вытянув шею (*)  – как вся тварь, ожидая освобождения. Он ждет, когда отвалят камень, и он, наконец, увидит Зовущего его по имени – увидит лицом к лицу, а не в пещерных гаданиях, как говорил в своем мифе-притче эллинский мудрец, живший до Христа.

За спиной Лазаря – человек с обнаженными и скрещенными в восхождении ногами – он еще не пришел в меру Лазаря, не умер смертью Христовой, не погрузился в нее, не оделся Христовыми погребальными пеленами, и поэтому обнажен от славы и наг.(**)

Но Крестом он восходит к славе – как взошел к ней Человек Иисус Христос. К славе – не известности, не популярности – но к полному явлению Бога в Его сияющей плоти. Каков Христос, таковы должны быть Христовы – пишет Павел. И этот восходящий человек желает приникнуть в тайну Креста и Гроба, и тогда познает он тайну всех существующих в мире вещей, по великому Максиму.(***)

Символом тайны является касание рта, закрывание его – второй человек, стоящий за спиной Лазаря, в страхе созерцает тайну, но тоже не пришел в меру умершего со Христом Лазаря. Ноги его тоже обнажены. Слава еще не воссияла в нем.
И жены смотрят, припав к ногам Христа, на двоих – на прекрасного, ожившего брата Лазаря своего, и на Брата Своего и Брата Лазарева – Христа, прекрасного и живого во веки веков.

А Лазарь рождается в жизнь вечную – и не умрет, и не увидит смерти, ибо видит лишь Христа Живого во век, и пуповина из погребальных пелен, как у новорожденного младенца, подчеркивает тайну нового рождения, тайну Крещения, тайну смерти со Христом.

Ольга Джарман

____________________________________
(*) Букв. греч выражение у Павла. Рим. 8:19 

(**)Обнажение нижней части у иудеев (см. у Исайи,Иезекииля) – символ позора.

(***)Преп. Максим Исповедник