Обернуться к Комсомолу?

Многие люди в нашей стране недавно отмечали… столетие Комсомола. Участвовали в торжествах, смотрели телепередачи, пели песню «Ленин такой молодой и юный Октябрь впереди». Среди них встречались и православные верующие. «Это сейчас мы верующие, – вздыхают они. – А тогда Комсомол для нас олицетворял молодость и великие свершения. Такова история нашей страны, как это может быть плохо?»

Но вот мы верующие и воцерковлённые. Представим себе советскую школу, вуз, армейскую часть. С чего начиналось преследование верующего молодого человека? Вряд ли с того, что он демонстративно на глазах у всех молился, крестил пищу, пересказывал Евангелие. Такие вещи делаются тихо, прикровенно. А начиналось всё с вопроса: «Ты комсомолец? Почему до сих пор не вступил?» «Не могу, я христианин».

Сравним это с вопросом римскому солдату первых веков: «Поклонишься императору как Богу?» «Не могу, я христианин».

Мне, автору статьи, можно сказать повезло: в 13 лет, в разгар перестройки, я принял святое крещение и конечно отказался от вступления в Комсомол. Дело ограничилось разговором с директором, которая вяло пугала меня проблемами с поступлением в университет. Скоро я перешёл в гимназию, где о таких вещах и не вспоминали, а через пару лет рухнул Вавилон под названием СССР, похоронив под собой другие аббревиатуры: КПСС, ВЛКСМ и прочие.

Но тому поколению, что на 5-7 лет старше меня, как например наш правящий архиерей владыка Никодим, немало пришлось потерпеть и в армии, и в школе давления и насмешек от комсомольцев.

Чем был Комсомол в 1980-ые годы? Чем он был в 1920-30-ые и даже 1950-60-ые годы и вспоминать стыдно: комсомольцы срывали богослужения, сбрасывали с храмов кресты и колокола. Но даже когда советская власть превратилась в гнилое дерево, когда в Ленина никто не верил как в святого, травили про него анекдоты, и никто не надеялся жить при коммунизме, и тогда приходилось на лацкане пиджака носить значок с демоническим профилем с бородкой, скандировать имя вождя на демонстрациях, высиживать скучные собрания перед его бюстом.

Зачем носили значки, зачем ходили на демонстрации, если не верили? Так Комсомол становился школой лицемерия.

Поговорим и о великих свершениях. Что такое комсомольская путёвка? Это когда молодого человека, иногда ещё не окончившего вуз, отправляют «на вонтараты». Неужели молодой специалист не мог пригодиться в родном городе? Не расставаться с родителями? Но в своём городе нужно создавать новые рабочие места, строить дома для молодых семей, растолстевших обкомовцев на местах это могло бы вывести из постоянной дрёмы.

Самая известная комсомольская стройка – БАМ, Байкало-Амурская магистраль. Принесла ли она цивилизацию народам севера? Привела ли к ценным полезным ископаемым, которые нельзя было доставить иным путём? Взгляните на карту. БАМ практически параллелен Транссибу, отстоя от него на какие-нибудь сотни километров. Это путь-дублёр на случай войны со стороны Тихого океана или Дальнего юго-востока. Проект министерства обороны, но причем тут комсомольцы?

Сейчас по БАМу восточнее Тынды ходит в лучшем случае один пассажирский поезд в сутки. Ветку через Нерюнгри протянули почти до самого Якутска (не построен лишь мост через Лену). Но это уже подается как достижение «Единой России» и РЖД, а вовсе не Комсомола.

Ещё одна комсомольская линия – освоение целины. Это когда городских ребят из умеренного климата посылают в степи и пустыни Средней Азии строить сельское хозяйство с нуля. Вдуматься только, сколько девчонок погибло от родов в антисанитарных условиях, а других посреди степи и быть не могло. Иные бежали оттуда при первой возможности, иные закрепились, нашли работу, создали семью, получили квартиры и …были вынуждены спасаться бегством, бросая всё, внезапно оказавшись в независимых Казахстане, Кыргызстане и Туркменистане.

Что было, то было. Юность, молодость, деревья были зеленее, девушки моложе. У каждого есть права тешить себя воспоминаниями. Но и кое-кому из нас не стоит забывать, что прошлое у нас не казачье, не Святая Русь, а самое что ни на есть комсомольское. И да, мы похожи на тех упомянутых в Писании, кто строит гробницы (памятники) пророкам, которых погубили отцы их. Не будем слишком уж засматриваться на прошедший Вавилон, чтобы не превратиться подобно жене Лота в соляной столб.

 

Юрий Эльберт