ПИСАТЬ ИЛИ НЕ ПИСАТЬ

Хотя современный человек часто слышит слова, что он всё может, но, обращаясь к такому важному аспекту бытия как творчество, он, как правило, остро чувствует собственную неуверенность и боязнь нести в мир добро и красоту. И это хорошо — потому что творчество совершается между двух евангельских изречений: «без Меня не можете творить ничего» и «всё могу в укрепляющем меня Христе».

Конечно, создавать красоту, всегда непросто и ответственно, но это не должно останавливать нас, а должно, напротив, вести нас вперёд — с осознанием важности того, что мы делаем.

Когда-то некий известный проповедник обратился к оптинскому старцу с просьбой помочь ему. Оказалось, что проповедник, произнося свои талантливые речи, тщеславился, но и страдал от своего тщеславия. Он даже думал оставить проповедничество. И старец ответил ему: имей в виду пользу слушателей и Бог покроет тебя от тщеславия.

То же можно сказать и о всяком творчестве – когда наша цель не самореализация, но раскрытие богодохновенной красоты, вложенной в нас Творцом, когда мы раскрываем её на радость друзей, то нам нечего бояться тщеславия.

Творчество обязательно подарит вам радость и даст возможность приносить в мир новую, прежде не бывшую в нём красоту.

Одна девушка сказала мне: «Я только переживаю, что когда с Божьей помощью закончу учебу, то стану просто мелкой журналисткой, одной из тысяч»

На это я ей ответил: в мире вообще много людей всех профессий. Но, наша вера ценна ещё и тем, что в ней человек может раскрыться и принести в мир ту красоту, которую никто кроме него принести не может. Кстати, существует ещё и церковная журналистика. Например — статьи на сайты православные. Там всегда не хватает хороших статей, которые бы были и интересными и глубокими и вдохновляли. Не стоит огорчаться, если всё сразу не получается. Шаг за шагом и день за днём вы будете совершенствовать мастерство письма. А жизненный опыт постепенно придаст текстам нужную глубину.

Конечно, человек пишет и понимает написанное по мере своего духовного роста. Я был свидетелем. Как одна добрая христианка, просматривая рекламу мебели, сказала, что современная мебель выражает идею разобщённости людей друг с другом. И, только кухня ещё хранит мысль о соборности бытия.

Глубина взгляда и осмысления приходит постепенно, по мере опыта, понимания, личного добра, и, конечно, по мере благодати. Но, всё сказанное не означает, что человек никогда не должен начинать свой труд. Чтобы создавать красоту, нужно учиться это делать. И у мастеров прошлого и у собственного сердца.

Святой Варсонофий Великий говорит мастерам, что Бог любит всякую красоту. А старец Иоанн Крестьянкин ответил художнику, разрисовывавшему женские платки и хотевшему стать иконописцем, что хороших иконописцев и так много, а мир заболеет без красоты. Никакая подлинная красота невозможна без Бога. Каждый человек может принести в мир свою, благословленную Господом красоту, как выражение его неповторимого образа Божьего.

Впрочем, не нужно забывать и слова А. Блока, что никаких особенных искусств не имеется. Подлинное, настоящее и высокое при всей непохожести у разных авторов имеет и нечто общее – всякая настоящая красота есть сосуд, который хранит благодать Господню. Если не обращать на это внимание, то талант станет только убогой формой самореализации, заработка и привлечения девушек.

И, конечно, не нужно бросать своё дело только потому, что ты ещё начинаешь и делаешь ошибки. Каждый мастер проходит период ученичества. Каждое следующее произведение и творение может быть лучше предыдущего, но, это не означает, что предыдущие не нужны. Они нужны и они не являются только ступенями к большей высоте, но образом выражения красоты в ту меру, которая была на тот момент доступна автору.

Не нужно смущаться и тем, что на земле есть или были великие мастера делавшие то же, что и мы. Как говорил Джон Толкиен, в царстве Божьем великое не отменяет малое.

Здесь есть один секрет. Когда Господь хотел накормить 5 тысяч голодных, он попросил апостолов поделиться своей едой. У апостолов было всего 5 хлебов и две рыбки «что это для такого множества?», но они отдали всё, и всё стало хорошо. Так и мы, даже если не имеем сил и способностей какого-либо великого мастера, но отдадим всё, что только у нас есть, для насыщения многих, то Господь обязательно накормит жаждущих любви и духа, умножив наши несколько хлебов, так, как это умеет лишь только Он…

Артем Перлик