Почему Иоанна называют Купалой?

7 июля Русская Православная Церковь отмечает день Иоанна Предтечи.

Величайший из пророков

Кто такой Иоанн Предтеча? Самый великий изо всех ветхозаветных пророков. Израильтяне очень чтили пророка Илию, вознесшегося живым на небо. Перед пришествием Иисуса Христа, Царя и Спасителя избранного народа, должен был явиться Илия или пророк, равный ему по силе и чести.

Таким и был Иоанн, сын священника Захарии и праведницы Елисаветы. В Евангелии от Луки описывается чудесное появление его на свет, и первая встреча со Спасителем, когда оба были ещё в утробах матерей. Когда Мария, будущая Пресвятая Богородица, пришла в гости к Елисавете, Иоанн во чреве той «взыграл». Святая Елисавета, исполнившись Святого Духа, воскликнула: «Откуда Матерь Господа моего ко мне?» Таким образом, ещё не родившись на свет, Иоанн впервые свидетельствовал о том, что Иисус, сын Марии и есть Тот Самый долгожданный Христос Спаситель.

Потом Иоанн нёс аскетический подвиг в пустыне, питался диким мёдом, ибо что же ещё вкушать в пустыне? Наконец пришло время его проповеди. «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу». Даже когда обычный земной правитель приезжает в город, улицы приводят в порядок, чистят, благоустраивают. А как готовиться к приходу Правителя Небесного Царства? Нужно приготовить души, очистить их от страстей и грехов. Это и было предметом проповеди Предтечи Иоанна. Тех, кто раскаялся в своих грехах, он крестил в реке Иордан, не просто символически, но «тАинственно» (от слова «таинство») омывая грехи.

Так устроены церковные таинства и сегодня. Мы очищаемся от совершенных грехов первый раз в таинстве Крещения. Затем, падая снова, исповедуемся священнику, который прощает наши грехи и разрешает от них (как разрезают верёвки, которыми связан человек). Грех прощён, но для полноты общения с Богом необходимо соединиться с Ним в таинстве Евхаристии. Эту Тайную Вечерю совершает Сам Христос: видимо – для апостолов, невидимо для нас. Вот вторая главная тема проповеди Иоанна Предтечи: «идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк. 1, 7-8).

Знаем мы, и как погиб Иоанн Предтеча. Многие в Израиле признавали его пророком, задумывался об этом, наверное, и правитель государства – царь Ирод Антипа. Но Иоанн не пел земному царю дипломатические дифирамбы. Он обличал царя в блудной связи с женой собственного брата – Ирода Филиппа. Отца обоих братьев, напомним, звали тоже Иродом, это он погубил младенцев в Вифлееме, охотясь за маленьким Спасителем. Блудница Иродиада, делившая ложе с обоими братьями, и её дочь Саломея уговорили пьяного царя отрубить голову великому пророку Иоанну. Дескать, смолкнут уста пророка, и совесть будет спокойна. Впрочем, благополучно поцарствовать им не удалось: едва римского императора Тиберия сменил жестокий Калигула, развратное семейство отправилось с трона в ссылку, где и погибло.

Причем тут «купала»?

Иоанна мы называем также Крестителем. По латыни – Ioannes Baptista. Да-да, название религиозного движения «баптисты» пошло отсюда: они «перекрещивали» людей заново, вопреки словам Символа Веры: «верую… во едино Крещение во оставление грехов». По-еврейски «Иоханан га-Хатмобиль» – «совершающий очищение водой». Таким образом, в самом по себе слове «купала» нет ничего предосудительного: окунающий в воду, крестящий водой во оставление грехов. Вполне возможно, что в каком-то из славянских племён так перевёл его имя.

Однако в наше время, какую ни открой светскую газету, можно прочесть о древнем языческом празднике Купалы, в честь которого в полночь на берегах рек разводились костры, люди прыгали через них и купались в реке. Попробуем разобраться, так ли это.

Сошлёмся на авторитет великого русского учёного, филолога и антрополога ХХ века Владимира Николаевича Топорова: «Ярила, Купала, Позвизд, Лада, Полель не могут считаться богами, ибо первое упоминание о них относится к XVII веку».

Кому же в действительности покланялись славяне до принятия христианства и какие языческие пережитки могли сохраниться? Традиционно славян относят к индо-европейской языковой семье, иногда применяется термин «индо-иранский». Скорее всего славянские язычники исповедовали солярные культы, поклонялись солнцу и огню. Об этом свидетельствуют и археологические находки – всевозможные амулеты и украшения с лучами.

Отсюда можно сделать выводы: разговоры о середине лета и о прыжках через костёр не случайны, здесь и кроются пережитки двоеверия. Когда солнце находится дольше всего на небе? В день летнего солнцестояния, 22 июня. 7 июля, день Рождества Иоанна Предтечи – просто ближайший к нему христианский праздник, вытеснивший постепенно в народном сознании прежнее языческое радение.

Зачем прыгать через костёр – тоже понятно. Причащаясь Святых Христовых Таин мы соединяемся с Господом Иисусом Христом. А проходящий через огонь как бы символически соединяется с огнем или изображает пожираемую огнем жертву.

Вспомним мученический подвиг Черниговского князя Михаила и боярина его Феодора. Они отправились в Орду чтобы получить ярлык хана, а им, якобы для проверки политической лояльности, предложили пройти через огонь (на самом деле между двух костров, риска обжечься не было). Но Михаил и Феодор отказались выполнять языческий ритуал, в результате чего лишились не только ханского ярлыка, но и жизни, впрочем, обрели Царство Небесное.

В XVIXVII веках эти смыслы были вероятно давно уже позабыты. Прыжки через костёр превратились в демонстрацию молодецкой удали (а ну как оступишься и рухнешь на горячие угли!) Однако молодые понимали, что совершают что-то запретное. Да и Церковь участвовать в этих игрищах запрещала.

Тут-то и могли возникнуть купальские обычаи. Можно конечно возводить их к поклонению духам воды (есть же русалки, болотные кикиморы в славянском фольклоре). Однако вряд ли русская молодёжь всерьез думала об этом. Собирались-то на эти игрища именно юные ребята, ещё не успевшие обзавестись семьями. Купальных костюмов, простите за подробность, в те времена не было: парни и девушки в реку ныряли нагишом. Нет смысла развивать эту тему. Если же представить, что эти окунания были ещё и игровой профанацией крещения… Остается только списать это на неразумное юношеское хулиганство, чтобы не воображать греха большего.

Необычно эта идея была обыграна в фильме Андрея Тарковского «Андрей Рублёв». Подчеркнём, что фильм – не житие преподобного Андрея Рублёва, святого иконописца, но лишь фантазия о человеке того времени с таким именем, по-своему гениальная.

В фильме Андрей странствует с другими монахами. Однажды он отлучается с места ночлега, чтобы тайком посмотреть на купальские игрища – удовлетворить греховное любопытство. Участники мистерии ловят его и «распинают» на шутовском кресте, привязав верёвками: не больно, но и так просто не освободишься. С креста можно сойти, при одном условии: вступить в блуд с одной из язычниц. Блудная связь сама по себе – великий грех для монаха, а так он ещё становится невольным участником пародии на Евангелие. Ведь Христу язвительные наблюдатели тоже предлагали сойти с Креста, но добровольно Он терпел страдания нашего ради спасения.

Герой же фильма Андрей не выдерживает и добровольно соглашается на грех. В итоге ко всему прочему прибавляется ещё и грех предательства. Андрей возвращается к собратьям-монахам, те всё понимают, но продолжают странствие. А вот женщину, с которой грешил Андрей, практически у него на глазах ловят и жестоко наказывают. Андрей же только на то и способен, что стыдливо и трусливо отвести глаза.

Как говорится, сказка – ложь, да в ней намёк. Не участвуйте в делах тьмы, в языческих праздниках, даже если они подаются всего лишь как игра (вспомним и о популярном в нашем городе празднике красок Холи). Да, жечь костры на берегу и собирать букеты из папоротника романтично, но совесть, которую называют голосом Божиим в человеке, всё равно скажет правду.

А хочется костров, песен, купаний? – Участвуйте в июльском православном Трезвенном фестивале на озере Увильды.

Остап Давыдов