СЕКРЕТ ЖИЗНИ

Сегодня я возвращался домой с телевидения, где мы сняли несколько передач о Христианстве и культуре. Погода весь месяц нас не баловала: снег, дождь, град, гололед и тому подобные дорожные трудности. Половину долгой, сорокаминутный дороги со мной ехала одна замечательная студентка, и мы говорили с ней о Конфуции и Сократе, а также том, как Господь являл Себя среди язычников. Потом она вышла, и я стал прислушиваться к разговорам, сидящих вокруг людей. Два пенсионера обсуждали погоду.

– Снова снег с дождем, – сокрушался первый.

– А завтра будет еще и град, – вздыхал второй.

– Чего-чего, а хорошего нам ждать нечего, – подытожил первый.

И в их диалоге было столько возмущения пополам с печалью о несправедливости мироздания, что все это звучало как обвинение не погоды, но Того, Кто ее творит.

И тогда я понял, что современная проповедь должна говорить людям не о том, что Бог есть, – об этом они, как правило, знают, – но о том, что Он благ и Ему можно доверить жизнь. А это уже та тайна, которую не знают, даже и христиане. И это неудивительно. Не всякий может довериться Богу, но лишь тот, кто Ему сродни. Только добрый и благодарный знают, что жить блаженно. Все остальные, на манер предателя из баллады Киплинга, повторяют: «Неладный мир Господь для нас скрои́л..«. И повторяя они уверены в своей правоте.

Но бывает и совсем другое отношение к миру. Оно – тайна добрых. Так, некая моя студентка в одной из столиц нашего мира шла по улице, а со всех сторон на нее сыпал мокрый снег. Она, как и большинство прохожих, шла скрючившись, согнувшись, и ждала только момента нырнуть в метро. Но потом вдруг подумала – «снег ведь тоже подарок Божий! Так зачем же я буду противиться Его дарам?». И она распрямилась и запела, и шла счастливая, а прохожие удивленно озирались на эту необыкновенную девушку.

Да, это великая тайна благодарности, преображающая наши жизни и дающая увидеть мир так, как его видели святые отцы и поэты – как великий повод для ликования и принявшую различные формы любовь Господню.

Эта же студентка как-то написала мне об этом письмо. Привожу его здесь целиком:

«После Литургии я так хотела всех обнять! Я по Вашему примеру угостила одну грустную девушку просфорой, которую мне дали после Причастия!

Как удивительно было наблюдать за изменением выражения ее лица. Она стояла какая-то грустная и я протянув ей просфору сказала : «Это Вам для радости»! Она подняла глаза и вначале с недоверием посмотрела на меня, мол «не отравлена ли просфора», но я очень сильно улыбалась от переполняющие меня радости и она улыбнулась в ответ! Господи, сколько же красоты в улыбающихся лицах! Она засветилась! Эта чудесная девушка!!!»

Испокон веков красота мира открывается только добром. Её Бог готовит для тех, кто умеет превратить жизни окружающих в праздник. У нас же, на территории бывшего СССР, людям и вовсе кажется, что смех и веселье – это что-то недостойное христианина. И так живут вокруг нас десятки тысяч ходящих в храмы, для которых радость находится под подозрением. Еще Довлатов замечал, что для этих людей мрачность напоминает величие духа. А скорбь кажется постоянным спутником христианина.

Так одна монахиня из Подмосковья приехала жить в греческий монастырь. В своем подмосковном монастыре она привыкла к тому, что смеяться и веселиться – грех. Каково же было ее удивление, когда оказалось, что все монахини в Греции и вообще в Европе радуются и улыбаются.

– Разве дело монаха не печалиться, тосковать и унывать? – поначалу спрашивала она их.

А они отвечали: «скорбь у нас заключена в покаянии, а каждый человек для нас, – это радость».

Я всегда вспоминаю свою студентку Наташу, детство и юность, которой прошли тяжело, но она читала сказки и знала, что Господь никогда не оставит доброго человека. Просто нужно довериться тому, что Он знает, когда превратить Свою золушку в королеву. Я восхищался ее надежде на Бога, и год от года, удивлялся тому, как светло и сказочно складывается ее жизнь.

Это и была та самая сказка на самом деле, о которой говорил великий Андерсен говорил, что лучшей сказки, чем жизнь не существует. Бог умеет радовать добрых людей. Потому что они и есть настоящие герои Его истории. Он умеет даровать всему неожиданный оборот и вести всех заслуживших в счастливый конец. И не будем огорчаться, что счастливый конец в Его сказке приходит не в середине, а в конце истории. Ведь иначе нам было бы трудно оценить всю ту радость, которую Сказочник нашего мира припас для нас.

Наш мир существует, чтобы награждать в нём добрых людей. Об этом говорил Сократ, Конфуций, Толкиен, Честертон и Серафим Саровский, – такие разные, но сходные в убеждении, что мир существует, чтобы награждать в нём доброго человека!

Кто способен понять такие вещи? Кто способен довериться Богу? Только те, кто и сами идут по пути родства с Ним, а это всегда – путь добра.

Как и авва Антоний Великий говорил, что единственный путь к познанию Бога, добавим, – и путь к хорошему концу – это доброта. Скептики и умники посмеялись над аввой Антонием, формалисты ответили, что нет ничего важнее мрачного лица и поста, эгоисты презрительно бросили: «он напился сладкого вина», и лишь добрые увидели, что он – прав!

Артем Перлик