СКРЕПОНОСНЫЙ ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

В нашем сегодняшнем посте пойдет речь об одном из самых самобытных научных учреждений в столице. Мне кажется, что это звание по праву заслужил Институт философии РАН, который имеет практически вековую историю образовательной и просветительской деятельности.

Этот институт был основан в 1921 году легендарным Густавом Шпетом, известным в философских кругах не только в качестве ученика Эдмунда Гуссерля и Георгия Челпанова, но и в качестве выдающегося исследователя творчества Гегеля и Герцена.

Интересно, что он был причастен и к организации работы Государственной академии художественных наук, в которой он был вице-президентом и занимался проблематикой синтеза различных видов искусств, а также прикладной психологией, социологией и философией.

Трудами академика Шпета была заложены основы советской школы психологии, которая окончательно сформировалась в период 1955-1971 годов — от создания сектора психологии при Институте философии и до основания Института психологии АН СССР.

Сегодня мы постараемся ответить на вопрос: как же так случилось, что Институт философии, сохранявший определенную автономию даже при власти большевиков, стал винтиком государственной машины пропаганды и эволюционировал в сторону кузницы идеологов суверенной демократии.

Данная тенденция начала проявляться еще в далеком 2000-ом году, когда православный философ Аркадий Малер основал интеллектуальный клуб «Катехон», который также известен в Москве как византийский клуб. К 2009 году Аркадий Маркович достиг зенита своей карьеры, став членом Синодальной Библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия Московского Патриархата. Целью миссии клуба «Катехон» и его основателя стал.

За эти долгие годы на встречах клуба побывали такие одиозные личности как:

— Алексей Пушков (сторонник «Закона подлецов», спичрайтер Михаила Горбачева, ставший ведущим пропагандистской телепередачи ТВЦ «Постскриптум», депутатом от фракции «Единая Россия», а в последствии — сенатором от Пермского края);

— Юрий Глазьев (лидер красно-коричневой партии «Родина»);

— Кирилл Фролов (лидер российских православных активистов и сторонник политической цензуры);

— протоиерей Всеволод Чаплин (бывший председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, а ныне прославленный таблоидами борец с научным мировоззрением, сторонник организации православных народных дружин, противник экуменизма и поджигатель войны в Сирии и на Украине);

— епископ Тихон Шевкунов (бывший осведомитель КГБ, духовник президента Владимира Путина, автор публицистического фильма «Гибель империи. Византийский урок»).

Не менее интересно, что супруга Аркадия Марковича Елена Малер-Матьязова публично отрицает существование украинского языка, а также является постоянным автором черносотенного портала «Русская народная линия».

В заключение хотелось бы сказать, что в своем стремлении к распространению неовизантийской имперской пропаганды Аркадий Малер превзошел своих учителей из РПЦ, допустив заявления об открытии параллельной юрисдикции Московской Патриархии на территории Турции:

«Если наша Церковь разорвет евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом, то для нас ее каноническая территория больше не будет представлять такой ценности как раньше, и мы можем оставить за собой право открывать свои приходы».

Словом, история клуба «Катехон» развивается в лучших традициях Византии, в которой интересы империи (идеология этнофилетизма) всегда превалировали над необходимостью всехристианского сплочения и всемирной миссии, которая призвана продолжить апостольскую проповедь. А гражданскому обществу стоить поставить вопрос — при чем тут государственный Институт философии Российской академии наук?

Кирилл Белоусов