Франциск, эльфы и еще немного о пути сердца

Я люблю узнавать истории о том, как люди, живущие в Западной Европе и США приходят в Православие – потому что это каждый раз истории о людях, искавших смысла жизни или подлинную христианскую традицию. Между тем как в странах, где православие привычно – людей часто в храмы приводит переживаемая боль, и они, избавившись от боли, часто не ищут Встречи, ради которой и существует Церковь…

Когда человек только приходит в Церковь – ему кажется, что всё, что было с ним перед этим, значения не имеет… И тут нужна мудрость, подобная той, что была у Старца Иоанна Крестьянкина, который замечал, что «Господь в твоей жизни действует не с того момента, как ты об этом подумал». И Он не только может обратиться к нам через всех людей, обстоятельства, искусство или совесть, но и постоянно делает это.

Много лет назад, когда я только начинал ходить в храм, меня очень волновал вопрос –  как можно пережить чувство реальности Бога. День за днём я думал об этом, – и на лекциях в университете (я тогда учился на 4 курсе), и во время обеда. Как-то я зашел в городской парк, где раз в неделю собирались толкиенисты. Мы общались, но мысль о Боге не оставляла меня. Как вдруг ко мне подошел знакомый юноша-католик по имени Франциск. Тогда он был почти единственный мой знакомый религиозный человек.

– Я принёс тебе подарок! – сказал он.

И тут напряженность моего переживания достигла какой-то точки, и я в сердце закричал Богу:

– Господи, подай мне знак!

И к моему удивлению Франциск вытащил из рюкзака чётки-розарий и протянул мне… При этом ни он, ни другие толкинисты тогда ещё не знали, что я начал посещать церковь…

Вспоминаю и другой случай, – предмет моего удивления. Придя в храм, я почти сразу встретил опытного наставника, который, – такая редкость – говорил о Боге пережитом, Боге ощущаемом. На лице этого человека иногда можно было увидеть отсветы Пасхи… Три года этот священник учил меня, прежде чем его перевели в другую епархию, и всякая связь навсегда прервалась (Тогда ни у кого из нас ещё не было интернета и мобильных телефонов).

И потом, пройдя долгий и драгоценный для сердца путь, я много удивлялся – почему вышло именно так – то сокровище, –  наставник, которого многие ищут десятилетиями, был приведён в мою жизнь всего через пару месяцев хождения в храм?

Ответ я получил у одного мудреца, который напомнил мне, что любовью всей моей жизни были толкиновские эльфы. Я благоговел перед литературными образами Фингольфина и Элронда, а если какой-нибудь толкинист в моём присутствии смел шутить по поводу Галадриэли, то я не считал нужным больше когда-либо общаться с этим человеком…

Это моё отношение к эльфам, по сути, было религиозным. И Господь, для Которого ценна вся моя жизнь, а не только те годы, когда я стал посещать храм – подарил мне такого эльфа-наставника, знавшего дорогу на Заокраинный Запад, в Блаженный Валинор, и всегда готового учить желающих слушать…

И теперь, оглядываясь на пройденные годы, я ещё, и ещё раз удивляюсь, – как всё случившееся – и большое и малое – было к месту, и как оно помогало тому, чтобы, по выражению Томаса Манна, «Я бы немного дозрел».

Так, красоту Причастия на Литургии, мне открыли в равной степени воскресные посещения храма моей Мамой и биограф сказочника Джона Толкиена – Хамфри Карпентер, указавший в своей книге, что для Толкиена самой большой радостью в жизни было именно причащение, в свете которого его радовало всё остальное.

И они, все эти Толкиен, Карпентер, Мама, Честертон, Антоний Сурожский, мой друг толкинист Франциск вместе со своим небесным покровителем, Данте, средневековые менестрели и скальды, Тристан, Изольда, Зингфрид, Кримхильда, Снорри Стуррулсон, Шекспир, Эгиль Скаллагримсон и все остальные – собрались вместе, чтобы ещё один человек нашел бы свою дорогу.

И теперь, спустя годы, я вспоминаю об этом не для того, чтобы подвергать разбору Промысел Божий… Я просто хочу поблагодарить Его…

  Материал подготовил Артём Перлик