ХЛОРИД НАТРИЯ

Великая Суббота. После полудня начинается освящение пасхальной снеди.

Но народ спешит не к столикам, где молебен, а к супермаркету напротив храма. Не за куличами, их продают рядом, под открытым небом. Что-то забыли?

Соль! Немолодые женщины выстраиваются в кассу с белыми пакетами и «по-церковному» благодарят кассира «Спаси, Господи», получая сдачу и чек.

И точно эти белые пакеты (не раскрытые, разумеется, какой же дурак будет нарушать упаковку с солью) виднеются тут и там между куличами, яйцами и бутылками кагора. Проходит мальчишка-алтарник с корзиной, ему охотно бросают куличи и кондитерку (то-то будет в трапезной сухарей на всё лето), но не соль.

Что-то новое? Или хорошо забытое старое? Некто безфамильный отец Валерий в интернете поясняет, что «обряд освящения соли сохранился у тех народов, у которых существует жертвоприношение животных». Прямо Ураза-байрам!

Понимаю, что после Боговоплощения стало возможно освящение любой материи. Почему бы и не соли? Кстати, почему бы и не бархатного пива? В пасхальном каноне сказано «приидите, пиво пием новое».

Другое дело, что всё это имеет отношение к народным суевериям о «чисточетверговой соли». Которая лечит от всех болезней, особенно от камней в почках, обезвоживания и от открытых ран (внимание, читатель, это ехидство, а не рецепт!) Правда суббота не четверг, но какая разница…

Впрочем, вот иная картина. Великая Пятница. Скоро вынос плащаницы. Храм набит битком, народ в верхней одежде, ещё зимней, ибо по утрам бывает холодно. Все вздыхают, напряженно ждут. Почти никто не следит за молитвами и чтениями по тексту, а бубнение чтеца всё равно малопонятно.

К алтарю пробирается через толпу бабушка с иконой и зажатой в кулаке купюрой. Иконочку надо освятить. Что, вот прямо сейчас?! (Освятили. Почему-то не сомневаюсь, если бы в этот момент пригнали, и на эту требу отрядили бы кого-нибудь).

Я никогда не понимал, зачем нужно освящать иконы. Вот доска (оргалит, бумага). На ней образ. Взирая на него, целуя, мы воздаём честь первообразу, то есть святому человеку, молитвенно обращаясь к нему.

Для чего освящение ещё необходимо этому предмету? Чтобы гадать потом, куда выбросить отклеившийся от иконы ценник? (Освященный? Сжечь и пепел выбросить в проточную воду!) На всякий случай. Вдруг на фабрике в Софрино икону зарядили не той энергией, и она испортит в доме весь фэн-шуй.

Так же и с чисточетверговой солью. Что общего у Великого Четверга, дня установления Таинства Евхаристии, с солью? Разве что «солило», куда опустил руку Иуда. Удивительно, что не додумались в пятницу уксус освящать. Прости, Господи!

А мы всё твердим: «Это ничего — главное, чтобы человек переступил порог храма, воцерковился». Сколько воцерковлённых (то есть регулярно стоящих на службах, мало что понимающих, любящих очереди к мощам и помазАние вечером) будет этой солью «лечиться».

Мы – соль земли. Нам, христианам, сказано идти и просветить все народы. Если мы потеряем силу (авторитет, убедительность, понятность, свет благодати), её не вернуть. А обычная соль силу, разумеется, потерять не может. Натрий хлор он и есть натрий хлор.

Юрий Эльберт