НАУКА И РЕЛИГИЯ: ЛИБО ПО ДАРВИНУ, ЛИБО ПО МОИСЕЮ

Привет, друзья! Количество людей, желающих полемизировать с анонимным семинаристом, постепенно увеличивается, а времяу меня, увы, не резиновое. В связи с этим придётся отвечать Юрию Беспечанскому и Остапу Давыдову по основным тезисам, с помощью которых меня критикуют. Времени на подробный анализ каждого письма, поступающего от моих глубоко уважаемых оппонентов, к сожалению, не хватает. Итак, вперёд!

Сегодня мне хотелось бы разобрать один из ключевых аргументов христиан, который гласит буквально следующее: «религия и наука – две абсолютно разные области человеческого знания, поэтому с помощью науки нельзя опровергать веру в Бога».

Давайте подумаем, так ли это на самом деле? Если мы берем религию и пытаемся вывести её из-под власти научного знания, тогда встаёт закономерный вопрос: с помощью чего ещё, кроме науки, мы можем проверить достоверность религиозного мировосприятия? Ведь нужно понимать, что религия, как особый вид социального явления, имеет свою конкретную историю, свои «священные тексты», свой набор воззрений на окружающую действительность. И для изучения всех этих вещей есть совершенно конкретные научные области знания: история, биология, археология, библейская критика, лингвистика, психология, социология и многие другие.

По истории религий написано огромное количество работ, как отечественными, так и зарубежными учёными (посмотрите ради интереса работы Яблокова И.Н, Шемякина Я. Г., Зубова А.Б. и др.). Получается, историю возникновения и развития религий мы уже однозначно можем изучать с помощью науки, верно? Далее, про «священные писания» и другие «священные тесты». Работы христианских и нехристианских исследователей в сфере изучения библейской истории, археологии и текстологии ясно дают понять, что и эта область знания подвластна научному исследованию (в качестве примера назову работы Томаса Райта, Барта Эрмана и Брюса Мецгера). Ну и наконец тема «религиозного опыта», которым верующие так часто любят объяснять свои убеждения. К счастью, уже давно существуют такие дисциплины как психология и социология религии (труды Платонова Т.Т., Сафронова А.Г., Самыгина С.И., Юнга К.Г., Фромма Э. и др.). Конечно, не все исследователи, которых я перечислил, были атеистами. Некоторые из них были и остаются весьма ревностными христианами. Но суть не в этом. Суть в том, что само утверждение о неподвластности религии научному знанию абсолютно неверно. Если бы религию нельзя было изучать с помощью науки, то в средневековой Европе не возникли бы первые университеты и духовные семинарии. А ведь именно там зародилась так называемая «схоластика» (т. е. школьное, «научное» богословие).

Теперь предлагаю более конкретно поговорить о взаимодействии (а точнее явном несоответствии) религии и науки на примере библейской истории и современного естествознания. Полагаю, что всем нам хорошо известна история сотворения мира, описанная в первых главах книги Бытия. Скажите пожалуйста, является ли эта история буквальным описанием создания мира и человека или же это просто аллегория для древнего человека? Вопрос вовсе не праздный. Консервативные христиане придерживаются первой точки зрения, более продвинутые – второй. Примерно также делятся христиане в вопросе о принятии/непринятии эволюционной теории. Католическая церковь уже давно известна своими попытками подстроиться под современную науку. С Православной же всё значительно сложнее. Там ещё очень сильно внутреннее разделение духовенства и мирян на «либералов» и «консерваторов».

К чему я об этом, спросите вы? А вот к чему. Если вы из числа тех продвинутых христиан, которые признают факт развития всего живого от простейших организмов, зародившихся в мировом океане несколько миллиардов лет назад, то Вам непременно придётся полностью отбросить первые две главы «священного писания», признать факт мифичности историй Адама и Евы, Каина и Авеля, искушения от змия и изгнания из Рая. Почему? Да потому, что в эволюционную теорию попросту невозможно вписать все эти события. Наш мир в данном случае развивался либо «по Дарвину», либо «по Моисею». Третьего не дано.

Также непременно нужно отбросить историю всемирного потопа, историю исхода евреев из Египта (так как современная геология и археология не подтверждают реальность подобных событий в прошлом) и многое, многое другое. Вы по-прежнему твёрдо уверены, что религия и наука не пересекаются? Если Вы со мной не согласны, то я буду рад внимательно выслушать вашу позицию по поставленным мной вопросам.