Ad majorem Dei Gloriam

Если взять почти всю художественную литературу, написанную за последние тридцать лет и выбросить её в пропасть – мир ни капли не обеднеет, и даже не заметит пропажи, потому что ничего ценного на самом деле из него не исчезнет.

Если по разным экспертным оценкам поэзию российских странах, США, России читают не больше 1-2 %, то это потому, что все остальные люди попросту не живут.  Жизни в людском обществе вообще меньше, чем не-жизни, а всё настоящее встречается очень редко.   Ученые подсчитали, что человечество за свою историю сказало около биллиона слов, в то  время, как сонет Шекспира может умещаться в 50 слов, а  в хокку или танку и того меньше. «Я тебя люблю» –   важнейшее, что может сказать один человек другому –  умещается только в три слова,  но эти слова обретают бессмертие.

Существует знаменитое обращение –  «Послание Иоанна Павла II людям искусства»,  где назначение художника, автора, творца понимается в категориях богословия древней Церкви,  где святой Григорий Палама говорил о том, что назначение человека в умножении рая, а  вовсе не в заботах об огурцах, закрываемых на зиму  или лучшем мобильном тарифе.

Послание Папы Иоанна Павла II  полно самых важных, самых высоких слов, какие только говорятся человеку, который должен стать во весь рост. Все послание предназначено для художников, которые должны осознать свое величайшее назначение в сослужении Богу в Его заботе о мире, труде приращения бытия и умножении красоты и добра.

«Этим посланием я хочу вступить в русло плодотворного диалога Церкви с людьми искусства, который на протяжении двух тысяч лет никогда не прерывался и перед которым на пороге третьего тысячелетия по-прежнему разворачиваются широкие перспективы. Действительно, речь идет о диалоге, который вызван к жизни не только историческими обстоятельствами или функциональными соображениями: он укоренен в самом существе как религиозного опыта, так и художественного творчества. Первая страница Библии показывает нам Бога как, можно сказать, первообраз каждой личности, создающей то или иное произведение: в человеке-создателе находит отражение Его образ как Творца».

Стоит заметить, что когда послание увидело свет,  оказалось, что очень многие творцы, художники, мыслили об искусстве не так, как мыслит его папа римский –   в категориях богословия, в категориях песни.

Авторы нашего мира, как правило, заняты мелким самоутверждением.  Между тем, это только малое искусство занимается самоутверждением, а искусство великое служит умножению рая,  оно творит новую красоту,  приводит небо на землю,  делает так, чтоб из земли получилось небо, и не боится того, что ради этого нужно потрудиться.

«Поэтому, –  пишет в послании Иоанн Павел II, —  чем лучше художник сознает свой «дар», тем больше он склонен смотреть на самого себя и весь тварный мир взглядом, способным к созерцанию и благодарности, вознося к Богу гимн преклонения. Только так можно до конца понять самого себя, свое призвание и миссию».

И если большинство произведений годится только в качестве бумаги в туалете,  в этом нет вины Церкви,  которая всегда говорила о человеке выше и больше, чем люди думали о себе сами.  Церковь всегда звала встать во весь рост.   Она утверждала, что Христианство существует для великанов.

Таких, как Микеланджело, Леонардо да Винчи, Шекспир и Данте.  Таких, как Франциск Ассизский и Серафим Саровский,  как мать Тереза и княгиня Елизавета Феодоровна, как…  они всегда с нами, эти великие имена, которые принесли на землю рассвет.

И хотя люди стараются прятаться от Неба и предпочитают общий банальный путь, церковь всё так же продолжает верить в искусство, которое должно соответствовать назначению человека, – умножению рая, – и совершаться ad majorem Dei Gloriam – «К вящей славе Божией!»

Артём Перлик