Беда Достопочтенный: отец английской истории

В дни памяти блаженного Августина мы опубликовали статью американского католического богослова, историка и филолога Мэтью Б. Роуза, посвященную его памяти.

Как мы уже отмечали, многое из того, что мы знаем о миссии Августина в Англии, исходит от святого Беды Достопочтенного.

Сегодня мы публикуем обзор жизни святого Беды и влияния ее событий на церковную историю Англии.

Беда Достопочтенный: отец английской истории

Одна из прекрасных доктрин нашей католической веры касается общения святых. Герои нашей веры — не просто часть мифов, вышедших за пределы нас, как греческие герои, пляшущие в ночном небе, и не исторические диковинки, фигуры, о которых можно прочитать в каком-нибудь пыльном томе историографии. Нет, святые — наша семья, и по щедрости вечной любви Божией мы можем говорить с ними и соединять нашу молитву с их молитвами, чтобы вместе мы могли обращаться к Отцу в хвале и прошении. 

В то же время есть тайна святости, ибо мы не знаем, кто вокруг нас будет причислен к лику святых. Возможно, наш друг или сосед, наш родной брат или коллега когда-нибудь получат признание за свои героические добродетели.

В этой загадке нет ничего нового. Даже будущие святые неосознанно говорили с другими будущими святыми о мирских вещах. Довольно часто можно найти слова одного будущего святого, написанные другому. От писем Павла к Тимофею и Титу до посланий Папы Иоанна Павла II к Матери Терезе (и ее ответах ему) в истории Церкви имеется множество переписок святых людей.

Будущие святые также пишут о святых из прошлого, иногда до канонизации предыдущего святого. Классические примеры включают святого Афанасия, пишущего о святом Антонии Великом, и святого Бонавентуры, сочиняющего житие святого Франциска Ассизского. Конечно, многие святые-богословы сознательно ссылаются на Предание Церкви, на святых прошлых веков.

Однако реже встречаются произведения, написанные будущим святым, сочиненные (и посвященные) другому будущему святому, описывающее деяния предыдущих исторических святых. Однако именно это мы находим в «Церковной истории Англии» преподобного Беды. Беда, впоследствии канонизированный и признанный Учителем Церкви, написал «Историю» для английского короля (и святого) Кеолвульфа (729-737). В этой работе обсуждаются многие святые, в первую очередь святой Августин Кентерберийский, который сделал больше, чем кто-либо, для основания Церкви в Англии.

Таким образом, у нас есть святой автор, пишущий на тему святости для святой аудитории.

Кто были эти трое мужчин? Что мы можем извлечь из их рассказов? Давайте сначала посмотрим на святого Беду Достопочтенного.

Святой Беда как историк

Вполне по-монашески, что большая часть того, что мы знаем о преподобном Беде, исходит из краткого авторского примечания, которое он приложил к своей «Церковной истории». Заметка дает нам основной очерк его жизни, и сразу становится очевидным, что жизнь Беды была монашеской жизнью. Он был монахом. Беда отмечает, что он родился, вырос и получил образование на территории бенедиктинского монастыря в Уирмуте, в современном Дареме, Великобритания.

Во времена Беды Уирмут и соседний монастырь Ярроу образовывали своего рода сверхмонастырь, разделенный только течением реки Уир. Основание монастыря датируется почти точным годом рождения Беды, что означает, что он и монастырь росли вместе. Помимо случайных кратких визитов к друзьям или поездок для проповеди по просьбе королей, Беда провел всю свою жизнь в монастыре, где он учился, писал, преподавал и молился. В той же автобиографической заметке обсуждается ученость автора примерно в три раза больше, чем жизнь автора.

Мы видим в Беде образец ученого, не только историка, но и любого преданного академическому ремеслу. Беда осторожно относится к своим источникам, ему удобнее расшифровывать и цитировать большие отрывки, которые мы сегодня могли бы назвать первоисточниками, чем давать свои личные комментарии. Он предпочитал, чтобы прошлое, его источники говорили через его историю, включая полные тексты писем, которые он изучал, а не резюмировал их содержание.

Этот гений академической работы не остался незамеченным. Английские короли приходили к Беде за советом (как мы увидим, именно так Беда и король Кеолвульф начали свои духовные взаимоотношения). Влияние Беды как учителя распространилось за пределы берегов Англии: Алкуин, один из самых влиятельных английских монахов раннего средневековья и учитель Карла Великого, обучался у одного из учеников Беды.

История, написанная в камне

В то время как жизнь Беды была больше похожа на жизнь монаха в миру, его монастырь жил совершенно иначе, отчасти благодаря его связи с его персоной. Вполне уместно, учитывая, что один из ее самых известных монахов широко известен в качестве отца английской истории, можно проследить историю Католической Церкви в Англии через историю монастыря Уирмут-Джарроу. Кельтское христианство процветало в этой обители, которая стала центром обучения для Европы, еще не полностью принявшей веру.

Как только монастырь достиг своего расцвета, викинги совершили набег на Англию, сначала в знаменитый монастырь Линдисфарн в 793 году, а затем в Уирмут-Ярроу в 794 году. Это было тяжелое время для всей христианской Европы, но особенно для монастырей, которые были легкими целями для набегов викингов. Скандинавы опустошали монастыри, и казалось, что наследие святого Беды погибло вместе с пламенем.

Затем последовало вторжение норманнов в Англию (1066 год и все такое). Были попытки восстановить Уирмут-Ярроу, известный как место, где жил Беда. Однако они были прерваны в 1080-ых годах, когда Малкольм III из Шотландии (Малькольм, унаследовавший трон в шекспировском «Макбете») разрушил восстановленные монастыри. И снова все казалось потерянным для наследия святого Беды.

В конце концов, монастыри были восстановлены, хотя и не на несколько столетий, да и то в ничтожной части своего былого величия (они стали частью более крупного монастыря в Дареме, в котором было разрешено жить лишь нескольким монахам). Затем последовал роспуск монастырей при Генрихе VIII, в результате чего земля и здания несколько раз переходили из рук в руки; в конце концов, большая часть зданий сгорела, и на землю переселились светские владельцы. То, что когда-то было процветающим центром христианства, стало просто еще одним участком дворянской земли.

Тем не менее, именно эта секуляризация в какой-то степени сохранила наследие Уэрмута-Ярроу и святого Беды. Сегодня территория монастыря является частью университета, музея и активных археологических раскопок, проливающих свет на то, какой была жизнь в те так называемые Темные века. Территория даже была номинирована на включение в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Предложение, которое до сих пор числится «предварительным» на веб-сайте ЮНЕСКО, касается нескольких аспектов исторической и культурной ценности объекта. При всем этом в предложении повторяется одно имя: Беда Достопочтенный.

Средневековая модель

Хотя века отделяют нас от тех дней христианского процветания в Англии, мы все еще можем видеть в жизни Беды урок святости. Мы уже видели, как студенты, писатели, учителя и ученые видят в Беде образец христианской учености. Его дела, плоды его трудов принадлежат Христу; таким же может быть любое из наших произведений, будь то рукописи или ручная работа, если мы доверим их Христу.

Беда был человеком настолько близким ко Христу, настолько преданным своей духовной жизни, что даже при жизни его называли «Бедой Достопочтенным». Мы видим это, может быть, наиболее ясно, в словах, завершающих его знаменитую историю:

И молю Тебя, любящий Иисус, чтобы, как Ты милостиво дал мне напиться с наслаждением слов Твоего знания, так Ты милостиво даровал мне однажды достичь Тебя, источника всякой мудрости, и пребывать навеки пред Твоим Лицем.

Пусть это будет нашей молитвой всегда, независимо от нашего призвания, независимо от возраста, в котором мы живем, и независимо от того, где мы находимся на пути к святости.

Автор: Мэтью Б. Роуз

Перевод: Кирилл Белоусов

Оригинал: Venerable Bede: The Father of English History