Блаженный Августин и путь сердца

«Блаженны чистые сердцем, потому что они увидят Бога» (Евангелие от Матфея 5:8, Новый русский перевод) Это отрывок из Евангелия, который будет читаться за завтрашней Божественной Литургией.

Но особое внимание давайте обратим на последние слова этого стиха: «потому что они увидят Бога». Блаженный Августин, размышляя над этими словами, говорит очень важную вещь: «Это предел нашей любви. Предел, при котором мы достигаем совершенства, а не уничтожаемся».

Далее он приводит в пример пищу и одежду, у которых тоже есть предел. Пища – потому что она уничтожается во время еды, а одежда –  потому что совершенствуется, когда ткется. Предел есть и у того, и у другого: но один из них ведет к уничтожению, другой же – к совершенству.

Далее святой говорит: «Что бы мы ни делали, как бы хорошо ни поступали, к чему бы ни стремились, чем бы похвальным ни возгорались, что бы безупречное ни жаждали, но после того, как пришли к созерцанию Бога, нам не требуется большего. Ибо что еще искать тому, в ком присутствует Бог? Или что будет достаточно тому, кому недостаточно Бога? Мы желаем узреть Бога, мы стремимся узреть Бога, мы горим желанием узреть Бога. А кто нет?»

И это действительно так. Потому что когда постепенно начинаешь открывать для себя красоту Личности Бога и Человека – Христа – понимаешь, насколько неправдой было многое из того, что присутствовало в твоей жизни долгие годы.

Но это не означает, что, желая увидеть Бога, мы должны свести круг наших интересов только к храму, чтению Священного Писания, молитве и добрым делам. Это не означает, что мы должны выбросить из своей жизни или отодвинуть на второй план все, что красиво и что дорого для нас. Нет. Это та самая неправда, которую мы можем слышать от людей «церковных».

 

Во всем, что нам дорого, во всем, что мы каждый день открываем для себя – мы видим Его. И тогда даже встреча с друзьями в кафе становится для нас своего рода молитвой. Личность Бога открывается для нас в той полноте, в которой Сам Господь желает открыться каждому человеку.

В конце этого удивительного толкования блаженный Августин говорит, что нам нужно готовить то, чем мы увидим Бога. Потому что если глаза [нашего сердца] будут здоровы – Его свет будет наслаждением для нас; но если они не будут здоровы – в этой встрече будет лишь мучение.

Многие считают, что как и святость, чистота сердца доступна немногим – тем, кто был особо избран Богом. Но она, как и святость (а Писание говорит, что каждый из нас – свят) доступна каждому. Это подтверждает и блаженный Августин, говоря о важности приготовления нашего сердца к Встрече с Ним. Мы видим, что эта чистота – главное условие, при которой эта Встреча возможна.

Если мы желаем чистоты – значит, в какой-то мере, мы уже ее приобрели, приняв решение избавиться от грязи, которая в нашем сердце присутствует. Значит, в нас есть самое главное – произволение, желание трудиться, желание быть к Нему ближе и увидеть Его. Макарий Египетский говорит об этом: «Бог ожидает горячего, по мере сил наших, устремления к Нему нашей благой от произволения веры и усердия, всякое же преуспеяние производит в нас Сам». Это очень важно.

Путь к чистоте сердца – это тот путь, к которому призван каждый из нас. И он начинается в тот момент, когда мы отбрасываем ложное понимание веры, Бога, открываем глаза сердца и стремимся увидеть Его в полноте. Увидеть Его через Таинства, через личное общение с Ним, через все, что нас окружает и являет Его красоту. Но для этого пути важна предельная открытость даже той красоте, которая рождается вне церкви. Последнее не делает ее менее значимой, напротив, дает нам понимание, что все красивое и глубокое – от Бога. Такая открытость учит нас смотреть глубже, видеть больше, стремиться к высокому и быть чутким ко всякой неправде.

Через такое видение мира Сам Господь раскрывается перед нами во всей полноте и, конечно, отношения с Ним становятся по-настоящему близкими, а от того – еще более драгоценными.

И это – прекраснейший из возможных путей. Путь сердца к Богу.

Виктория Иващенко