Божественная педагогика

И дивились Его учению,

ибо Он учил как власть имеющий, а не как книжники (Мк. 1:22).

Обычно, заканчивая детский садик или просто подходя к тому возрасту, когда детей отправляют в школу, дети ждут этого события с нетерпением. Я до сих пор помню то 31 августа перед моим первым походом в школу. Всю ночь я не могла уснуть, было много радостных переживаний, и школа представлялась неким тихим прекрасным местом, где мудрые учителя расскажут много-много всего интересного про окружающий мир, откроют его устройство, и все эти одиннадцать классов будут как одно большое увлекательное путешествие по тайнам мироздания. В общем, у детей большая почва, как для восхищения, так и для разочарований, ведь сердце молодо и его так легко ранить…

Это может кого-то удивить, но от природы дети не только любознательны, но и послушны. Непослушными же они становятся потом, когда разочаровываются в нас, взрослых, и видят, что мы играем роли вместо того, чтобы быть собой. Тогда мы теряем у детей наш авторитет и, вследствие этого, их послушание. Дети всегда чувствуют фальшь, менторский тон, взгляд свысока. Христос же учил не так.

Святитель Феофан Затворник говорит, что эта власть, с которой учил Христос, — не тон повелительный, а сила влияния на души и сердца. Этот же дар Духом Святым был передан и апостолам; без него они не смогли бы своей проповедью потрясти вселенную. Но дар этот, поясняет далее святитель, не стяжается трудами над одним только исследованием истины, а более над сердечным и жизненным усвоением её: «В голове же нет жизни, а только верхушка её. Жизнь – в сердце, и только исходящее из сердца может воздействовать на токи жизни». То есть меньше всего ребенку нужны нравоучения, а больше всего – распахнутое сердце взрослого человека, который способен стать для него настоящим другом.

Вот как пишет об этом архимандрит Андрей Конанос: «Мне очень нравится, что Господь не создавал вокруг Себя казарменной атмосферы и не учил учеников каким-нибудь конкретным правилам поведения, Он позволял им выражать себя такими, какими они были в действительности».

А ведь во время земной жизни своего Божественного Наставника апостолы скорее напоминали «непутёвых детей», а не тех пламенных служителей Истины, какими их чтит Церковь сегодня. Только вспомнить, ближайшие ученики – Иаков и Иоанн, — просили сесть по левую и правую сторону в Царстве Мессии, другими словами, они просили славы и власти… То есть рядом со Христом была такая атмосфера свободы и любви, что ученики не боялись говорить то, что они думают.

Непостижимая тайна Божественного смирения. Господь умалил Себя, что возвести нас к себе, к Небу. И в этом великий образ истинного родителя, педагога, который умаляет себя, становится на одну ступеньку с ребенком, — говорит на понятном ему языке, принимает участие в его играх, занимается с ним спортом, — чтобы, став ему близким и понятным, ввести его в более мудрое и глубокое понимание жизни.

Маргарита Керв