Божий клоун

Мим-актёр Вячеслав Полунин, создатель единственной в мире Академии Дураков, куда очень непросто попасть, так как для этого нужно показать, что абитуриент смотрит на жизнь не как все, хочет научится радовать других и, самое главное, – считает, что мир хороший и светлый.

В уставе Академии Полунин пишет: «Основными качествами дурака являются доверчивость, непосредственность и желание развлечься. Он обожает праздники, сказки и случаи. Любимое состояние дурака — изумление и восхищение, а любимое занятие — Игра, исключающая всяческое насилие. Удивление — это основа философии, поэтому дураки, прирожденные философы».

Его «сНЕЖНОЕ шоу» и другие представления открывают зрителям назначение человека, как умеющего обращать других к радости и к тому особому состоянию, которое в православии называется «сердце милующее», когда ты плачешь от нежности глядя на мир и всё творение Господне, глядя на людей, их жизни, и даже их непутёвость. Эти шоу особым образом указывают на благодарность как основание и молитвы и радости. Здесь вспоминаются слова японского средневекового классика-поэта Сайгё:

***

Не знаю, почему,

Но благодарность,

Всегда слезами светлыми течёт…

А в интервью санкт-петербургскому журналу Where, Полунин рассказывал: «Я люблю сочные и яркие цвета, какими рисуют дети, люблю буйство ароматов, словно на Гавайях, люблю насыщенность звука, даже если это всего лишь треск ночных цикад… Наполненный до краев мир я и называю праздничным. Он удивляет, ошеломляет и, наконец, убеждает, что такая жизнь куда приятнее будничной — надо только сделать маленькое усилие над собой и научиться делать серое ярким. Я не хотел бы делать ничего, что не приносит радости мне, моим друзьям, моим зрителям. Так я строю всю жизнь и так собираю команду. Вижу радостного, праздничного человека — и затаскиваю его в спектакль.

В сущности, я всегда занимался созданием праздников — спектакли это, фестивали или просто вечеринки с друзьями. Я понял, что мой главный проект называется „Праздник жизни“ и состоит в том, чтобы превратить нашу серую будничность в яркое, пестрое и творческое веселье».

Вячеслав Полунин говорит: «Каждый раз, когда чувствуешь, что ты зол и тебе что-то не нравится, надо отойти в сторону, посопеть и спросить себя: для чего ты это делаешь? Ничего нельзя сделать в жизни хорошего, если ты не получаешь от этого удовольствия. Зачем тогда нужна вся эта работа и упорство? И удовольствие надо получать не потом, когда-нибудь, а сейчас, в ту же минуту».

А чудесный Рэй Брэдбери замечал, что пишет так много, потому что его потрясает ликование труда и ликование жизни. И всё это есть та самая благодать, которая открывает весь мир и нас в нём как счастье, и которую даёт Господь умеющим быть настоящими и старающимися принести радость другим людям!

Полунин говорит: «Одно из правил для своей жизни: иметь рядом как можно больше смеющихся, радостных, счастливых». И счастье действительно умножается, когда им делятся.

И он же: «Когда мне задали вопрос: «Счастлив ли ты?», я вдруг понял, что всю жизнь был счастлив. Всю жизнь вообще без перерыва».

Полунин обладает редчайшим в современности ощущением жизни как праздника, и здесь он, – настоящий святой отец сцены, потому что ликование о мире не даётся просто так, как и радость – они – знаки присутствия в сердце и трудах Высочайшего.

Но сколько раз ни говори унылому человеку о радости – ему не станет от этого слаще. И клоун учит зрителей пути к радости, для которого нужно в начале отказаться от собственной напыщенности и серьёзности. Полунин много говорит о важности дураков, подразумевая под этим словом тех непрактичных Иванушек из сказки, которые живут по закону поэзии и доброты там, где их старшие умные братья и вся деревня существуют по логике выгоды и себялюбия. И хотя положение старших, умных братьев кажется более успешным и прочным, принцем становится всё же Иванушка-дурачёк, потому что Бог обещает награду лишь добрым людям, кто верен и светел как дети. Значит – считает клоун – пусть люди радуются и плачут, чтобы они снова становились детьми. Да, именно слёзы о настоящести, плачь благодарности даёт зрителям вернуться туда, где их давно уже ожидает Встреча с Любящим – в глубины собственного сердца, в нежность о мире, в таинство другого человека как брата.

Полунин замечает, что «нежность — одна из главных красот нашей души». Ведь и солидный богатей Скрудж из Диккенсовской «Рождественской песни» стал человеком когда пустил в сердце милосердие. Когда просто стал делать добро. Этот посыл звучит и в «сНежном шоу» – что каждого из нас исцеляет путь доброты.

Так поступал и великий Чарли Чаплин, исцелявший сердца через сострадание зрителей к нелепому Бродяге, когда они вдруг понимали, что и к ним в этом мире существует великое сострадание, и что путь доброты никогда ни для кого не будет напрасным. А это знание так важно и драгоценно, и люди так редко обращают на него внимание, что о нём нужно говорить снова и снова, – разными языками для разных людей.

Так ведь и поэт Рильке считал, что он, Рильке, читает Библию (где всё – о важности пути добра) через поэзию, а его учитель скульптор Роден – через скульптуру.

Добавим, что Вячеслав Полунин читает библейскую мудрость через клоунаду и представление, которое (и в этом его небесная красота) делает людей счастливыми и готовыми к доброте.

Читаю интервью Вячеслава Полунина. Не знаю, кто он по вероисповеданию, но радуюсь свободе его мысли, красоте его восприятия мира. Он из тех, кто хотел бы разукрасить жизнь в радугу, и у него это хорошо получается.

Впервые Полунин захотел быть клоуном, когда увидел по телевизору смешного и трогательного Чарли Чаплина. Уже студентом он понял, что советские школы немощны и ходульны, и не смогут научить его быть клоуном, и понял, что всего нужно достигнуть самообразованием и что сценический язык клоунады XX века должен двигаться к Чаплину, «к поэтической, трагической клоунаде», когда зрителю говорят, что и он – из детей Божиих, и что в мире есть место поэзии и подлинной боли, а, значит, есть место и радости и смыслу и свету…

Валентина Серикова так пишет о нём: « В «сНежном шоу» Полунин вытаскивает на сцену ком из тонкой ткани, и завернувшись в один его край, другой бросает в первый ряд. Зритель подхватывает искрящуюся паутину, тут же растягивает ее до последнего ряда — и через десять минут с головой укрытый тысячный зал сладко замирает в волшебных сетях клоуна. Эта общая «пеленка» вдруг дает ощущение единства и родства не только со счастливцами, попавшими на спектакль, а со всеми, кто дышит, смеется и плачет в живой колыбели планеты. Вот так просто Божий клоун Слава молча может напомнить, что все мы Божьи дети. А в этот момент — любимые Его дети».

Моя замечательная подруга говорила о Полунине: «Он лечит людей, помогает им не бояться и прожить ту боль, которую люди прячут глубоко внутри себя…»

И в этом один из секретов великого клоуна – он даёт людям пережить неслыханное сердечное, часто невыразимое словами знание о том, что Бог знает о нашей боли и пошлёт избавление, что боль не вечна и не так уж много места занимает она в мире, что награда приходит к несчастным и добрым, и что на этих важнейших правилах Бог устроил и целый мир…

Артем Перлик