Чем живут сегодняшние греко-католики?

Этим летом мне посчастливилось побывать на встрече католической молодежи византийского обряда (РКЦВО). По традиции она прошла в Нижнем Новгороде, в приходском доме, в котором есть прекрасный храм-часовня, расписанный в восточной традиции.

Со всех концов России съехались представители католических общин византийского обряда — в этот раз собралось практически два десятка человек, среди которых были миряне и священники во главе с протосинкеллом Иваном Легой.

Бремя организации июльской встречи греко-католиков взяла на себя петербургская община прихода Сошествия Святого Духа, настоятелем которой является выпускник Папского университета Святого Креста священник Александр Бургос.

Участников встречи ждали совместные богослужения (преимущественно, вечерни и божественные литургии), духовные упражнения, доклады об истории и традициях христианских церквей восточной традиции, а также совместное паломничество на место явления Божией Матери в Серафимо-Дивеевский женский монастырь.

Подобные ежегодные встречи наилучшим образом помогают сплочению возрождающейся Российской Католической Церкви восточного обряда, основанной блаженным экзархом Леонидом Федоровым в 1917 году. Конечно, у немногих общин, существующих в наше время, немало трудностей — им достаточно сложно сохранять свою идентичность в окружающем море римо-католических и православных приходов.

До сих пор сильным остается влияние Украинской Греко-Католической Церкви, при посредстве священнослужителей которой происходило возрождение РКЦВО. Однако, потомки украинцев, которые первоначально доминировали во многих католических общинах восточной традиции, больше не составляют в них большинства.

Многие из украинцев, выросших в России, считают своим родным языком исключительно русский. Поэтому большинство богослужений уже давно проводится на церковнославянском языке. К слову, у греко-католиков (также как и православных) до сих пор нет официального перевода богослужебных книг на русский язык — соответственно, церковнославянский продолжает оставаться оптимальным литургическим языком, на котором удобно молиться большинству прихожан (вне зависимости от этнической принадлежности).

До сих пор РКЦВО остается малым стадом, объединяя всего несколько сотен постоянных прихожан. Наиболее массовыми являются приходы в Санкт-Петербурге, Москве, Калининграде, Новосибирске, Прокопьевске и Копейске. Тем не менее, РКЦВО призвана стать автономной, то есть полноценной церковью своего права в лоне единой Католической Церкви.

Мы должны быть открытыми — для свидетельства православным братьям о возможности богоустановленного церковного единства, а также для принятия тех верующих, которые разделяют католическое богословие во всей своей полноте, но не хотят утратить богатую русскую духовную традицию и связь со святыми нашего народа.

Для нас очень важно разнообразие литургических обрядов в Католической Церкви — выражение полноты христианской свободы и предохранитель от впадения в этнофилетизм (церковный национализм). Это то, что помогает нам строить свою идентичность не на противопоставлении Риму, Константинополю и Москве, а на традициях наших соборов, первый из которых прошел в бурном 1917 году.

В пользу возможности осуществления миссии РКЦВО на земле говорят прочие восточные католические церкви, которые уже состоялись. Между прочим, четырнадцать из них придерживаются византийского обряда. Среди носителей этой традиции: русские, украинцы, белорусы, русины, болгары, македонцы, поляки, словаки, хорваты, албанцы, сирийцы, венгры и румыны.

Конечно, греко-католическое свидетельство до сих пор осложнено тем, что в нашей Церкви недостаточно миссионеров и катехизаторов, которые могли бы призывать российских новообращенных держаться традиции своих предков. Тем не менее, для их деятельности созданы все условия — всякий верующий во Христа может пройти оглашение и сохранить свой обряд (даже если к принятию Католичества вас будет готовить латинский священнослужитель).

Не менее важно то, что верные РКЦВО придерживаются юлианского календаря — это очень важно в семьях со смешанными браками (между православными и католиками). Более того, российские католики византийского обряда признают большинство православных святых — то есть, придя в униатский храм, вы без проблем сможете помолиться тем же равноапостольным Кириллу и Мефодию, Владимиру и Ольге, а также Николаю Чудоворцу и Сергию Радонежскому.

Также у нас нет никаких препятствий для евхаристического общения с православными — об этом постоянно говорит Папа Франциск. В особых случаях (а зачастую и просто по зову сердца, желая исполнить призыв Господа к единству) православные причащаются в католических общинах, в том числе и восточного обряда.

Думается, что распространению этой практики может помочь визит Папы Франциска в Россию. Ведь после Гаванской встречи понтифика с Патриархом Кириллом у простых верующих все меньше предубеждения и негативных стереотипов о католиках. Надеюсь, что когда-нибудь этот визит станет возможным и послужит делу соединения церквей.

Приход Матери Божьей Неустанной Помощи в Прокопьевске
                  Приход Матери Божьей Неустанной Помощи в Прокопьевске

Конечно, в данный момент не все так радужно, как я описал выше. Но мне не хочется вдаваться в горячую полемику, а также говорить об общеизвестных трудностях богословского диалога между православными и католиками. К слову, у нас до сих пор нет своей собственной семинарии в России, а наилучшим местом для получения духовного образования до сих пор остается Украина.

Помимо создания семинарии для католиков восточного обряда для нас важно также и усвоение духовных даров Второго Ватиканского Собора, который задал перспективы для актуализации христианского свидетельства всему миру. Для нашей миссии весьма важно, чтобы наконец-то появилось русскоязычное богослужение, полноценный церковный устав для монашествующих, духовенства и мирян — ведь мы не должны во всем копировать устаревшую русскую синодальную традицию.

РКЦВО призвано стать живой частью организма Католической Церкви. Она не должна стать очередной консервной банкой для одного из христианских литургических обрядов. На мой взгляд, наша традиция также не должна проявляться исключительно как метаязык, объединяющий католиков-славян — ведь у русского народа такая богатая духовная традиция. Действительно, мы призваны поделиться ею со всеми христианами.

Кирилл Белоусов