Что такое автокефалия?

В наступающем 2020 году нас ожидает продолжение противостояния Московской Патриархии с Православной Церковью Украины и другими поместными церквями, поддержавшими ее автокефалию. Аналогичный комплекс проблем складывается у Сербской Церкви, от единства с которой желают отделиться часть православных Македонии и Черногории.

В связи с этим нам хотелось бы поговорить о проблеме автокефалии в христианском богословии. Начнем с православного понимания автокефалии как статуса поместной церкви, предполагающего ее административную независимость от других поместных церквей. Стоит отметить, что начало автокефалии в этой концепции относится еще к апостольским временам. К примеру, профессор Сергей Троицкий утверждает, что каждый апостол при основании поместных церквей и дальнейшем управлении ими действовал самостоятельно, передав эти права епископату этих церквей.

Более того, профессор Троицкий подчеркивает: «Никакого общего земного центра, которому должны бы быть подчинены все поместные Церкви, быть не может, так как существование такого центра, при существовании общего центра небесного, вносило бы дуализм в Церковь и нарушало бы ее единство».

Однако, этот принцип обращается против самих же предстоятелей поместных православных церквей, устранивших из них соборность как метод управления. Об этом свидетельствует понимание автокефалии одного из ключевых византийских канонистов — Антиохийского Патриарха Вальсамона (1140-1199), который называет автокефальными всех митрополитов провинций и свидетельствует о том, что подобный порядок действовал в эпоху II Вселенского Собора.

Однако, в наше время в Русской Православной Церкви власти можно выделить следующие нарушения:

— Полнота власти Поместного Собора (состоящего из епископов, клириков и мирян) передана Архиерейскому Собору, а большинство решений и вовсе принимается через Священный Синод, полностью подконтрольный Патриарху;

— Епархиальные архиереи лишены своей власти и произвольно перемещаются подконтрольным Патриарху Синодом с одной кафедры на другую, а могут и вовсе быть сосланы куда-либо в качестве викарных или отправлены за штат.

То же самое касается бывшей Киевской митрополии — смотрите 8-ое правило III-его Вселенского Собора: «Никто из боголюбезнейших епископов да не простирает власти на иную епархию, которая прежде и сначала не была под рукой его, или его предшественников: но аще кто простер и насильственно иную епархию себе подчинил, да отдаст оную».

В Константинопольском Патриархате считают, что передали Киевскую митрополию во временное управление Московской Патриархии. Однако, как мы видим, в византийской церковной истории существовал совершенно иной порядок — и эта митрополия не могла быть передана из одной поместной церкви в другую без наличия на то объективных причин и воли верующих, территориально принадлежащих к ней. Таким образом, автокефалия ПЦУ представляется вполне законной.

То же самое касается и Черногорско-Приморской митрополии, которая де факто была автокефальной с 1603 по 1920 гг. Напомним, что автокефалия соседней Сербской Церкви была окончательно восстановлена только в 1879 году. Стоит отметить, что нельзя исключать того, что Сербская Церковь добилась упразднения черногорской автокефалии с помощью югославских властей.

В заключение этой темы отметим, что не менее болезненным для Православной Церкви остается македонский раскол. Действующая на территории Македонии Церковь считает себя правопреемницей Охридской Архиепископии и окормляет две трети православных верующих (более миллиона человек). В 2002 году ее епископат пожелал войти в единство с Сербской Церковью на правах автономии, однако под давлением государственных властей республики это решение было отменено.

Таким образом, очевидно то, что столь неопределенное православное понимание автокефалии как содружества исторических поместных церквей служит причиной церковных нестроений и разделений. При дальнейшем чтении работ профессора Сергея Троицкого можно обратить внимание на то, что он признает наличие череды кризисов православной автокефальной модели на протяжении всей церковной истории:

«Не все Церкви, именовавшие и именующие себя автокефальными, являются таковыми на самом деле. Уже в старое время оспаривалась автокефалия некоторых Церквей, хотя иногда и без основания. Например, в IV-ом веке Василий Великий оспаривал автокефалию Церкви Армянской, в VI-ом веке Римский Папа оспаривал автокефалию основанной Юстинианам 15 апреля 535 г. церкви Первой Юстинианы (прим.авт. — которая была создана вокруг его родной деревни, обращенной им в средней величины город). В начале XIII века Охридский Архиепископ Димитрий Хоматиан оспаривал автокефалию Церкви Сербской, с 1185 г. по 1234 г. Константинопольские патриархи не признавали автокефалии Болгарской Церкви, с 1346 г. по 1375 г. они оспаривали право на полную автокефалию Церкви Сербской, а в 1355 г. это право Болгарской Церкви оспаривал Патриарх Каллист. В XIX и XX вв. вопрос о каноничности автокефалии многих церквей получил особую остроту и поднимался относительно Церквей Элладской, Румынской, Сибинской (окормлявшей румын Трансильвании, Баната, восточной Венгрии и Буковины), Черногорской, Синайской, Болгарской, Польской, Украинской, Албанской, Грузинской, Хорватской, Македонской и Финской».

Стоит отметить, что Кодекс канонов Восточных Католических Церквей упорядочивает положение самоуправляемых поместных церквей — гораздо более системно и последовательно, чем древние православные каноны, которые каждая потенциальная сторона конфликта может истолковать по-своему.

ККВЦ является общим кодексом для многих церквей, поэтому в нем содержатся ссылки на партикулярное право каждой отдельной церкви. В некоторых случаях Кодекс позволяет партикулярном праву (то есть поместным соборам церквей своего права) даже модифицировать нормы права, содержащиеся в ККВЦ.

Тем не менее, обязательность признания самоуправляемой исторической церкви высшей властью Католической Церкви (а именно: коллегией епископов во главе с понтификом) служит надежным предохранителем от разделений и конфликтов, привычных для православного мира. Более того, ККВЦ узаконивает равенство всех предстоятелей (в сане патриарха) церквей своего права, что исключает борьбу между ними за первенство власти.

Подготовил Кирилл Белоусов

Основные источники:

1. Кодекс Канонов Восточных Церквей на русском языке // URL : https://www.cerkva.od.ua/official/codex.

2. Троицкий С.В. О Церковной автокефалии // Журнал Московской Патриархии №7, 1948 г. С. 33-55.