ЕНЕН, НИРЕН И ПЕН – ПЕРВОМУЧЕНИКИ СЛАВЯНСКИЕ?

Есть в православном календаре неприметный праздник. 3 июля вспоминаются святые мученики Инна, Пинна и Римма.

Подумалось сразу, что все три имени я встречал в жизни, и все три носили женщины: Инны, Риммы и матушка Пинна – монахиня из Кылтовского монастыря.

А между тем имена мужские – это многим известно. По легенде Иннами и Риммами стали девочек называть только после революции, чтобы Церкви православной поступить на зло. Так это или нет – сложно сказать, но до ХХ века женщины Инны и Риммы в России как будто не встречались.

Как почитают этих святых другие народы? Благо есть интернет, Википедия, Google-переводчик, а сайты на родственных языках (сербском и болгарском) тем более доступны для понимания.

В Сербии и Болгарии мучеников Инну, Римму и Пинну называют Енен, Нирен и Пен.

Как видите, никаких «женских» ассоциаций.

Более того, наши зарубежные собратья чтут их особо – как первомучеников славянских! Им составлен акафист, о них писал святитель Николай (Велимирович), Сербский и Охридский.

Считается, что Енен, Нирен и Пен – ученики апостола Андрея Первозванного. По преданию они были скифами. Насколько скифов можно считать нашими предками? Непростой вопрос. Остается лишь процитировать Блока: «Да скифы мы, да азиаты мы».

Проповедовали на западном берегу Черного моря, ближе к устью Дуная. Теперь там Болгария.

Местный правитель-язычник схватил мучеников и велел им принести жертву идолам. Святые, разумеется, отказались. Их заморозили, как мучеников Севастийских, только в отличие от тех – ни один не сбежал от страдания.

«Тогда стояла жестокая зима; реки скреплены были морозом так, что по льду ходили не только люди, но и кони и возки, – написано у святителя Дмитрия Ростовского. – Князь приказал поставить в лёд большие брёвна, как целые деревья, и привязать к ним святых. Итак, когда вода взволновалась, и лёд постепенно умножался, так что дошёл до шеи святых, они, измученные страшною стужею, предали Господу блаженные свои души».

Через семь лет, после чудесного видения во сне местному епископу, мощи святых были торжественно перенесены в храм города Алиск. Что это за город – мы тоже не знаем.

Известный дореволюционный учёный, профессор Голубинский утверждал, что Алиск — это современная Алушта. Но в этой части Крыма, кажется нет и следов древнего храма (зато древний храм сохранился на восточном побережье, в Феодосии).

Потом появились версии, что Енен, Нирен и Пен страдали на территории будущей Германии, а то и Румынии. Всем хочется быть причастным к памяти древних святых.

Святые пострадали во II веке. До обращения тех земель в христианство оставались долгие столетия.

Остап Давыдов