ЭТА ПРЕКРАСНАЯ ЖИЗНЬ

На один из международных молодежных фестивалей «Братья» приехал знаменитый афонский старец, ученик Ефрема Аризонского — Никон Лазару. Этот светлый и удивительно радостный человек буквально очаровал нас и подарил необыкновенное вдохновение. Он, как и многие другие современные старцы, немало путешествует по миру с лекциями и выступлениями. И здесь, на фестивале, он провёл две прекрасные беседы с молодежью, долго отвечал на вопросы, подарил нам и такую драгоценность, как личный приём для тех, кто хотел пообщаться с афонским подвижником-старцем.

На этих беседах в числе прочего речь зашла и о кинематографе. Старец Никон сказал об этом так: «Кино – то же искусство, что и литература. Только один человек берёт ручку и пишет, а другой – берёт камеру и снимает». Старец прекрасно разбирался в теме и заметил: «Как жаль, что протестанты и католики снимают удивительные, необыкновенные фильмы, а у православных таких фильмов нет».

Тогда мои студентки попросили его назвать несколько фильмов, которые он рекомендует нам посмотреть. Старец охотно это сделал, и первым в этом списке была картина «Эта прекрасная жизнь» режиссёра Фрэнка Капры, снятая в 1946 году по рассказу Филипа Ван Дорен Стерна «Величайший подарок».

Кадр из к/ф "Величайший подарок"
Кадр из к/ф «Величайший подарок»

Прошло несколько месяцев после фестиваля. Мы с Лориолью вернулись домой и занимались своими удивительными делами, как вдруг однажды мне стало больно и грустно, и мне казалось, что мой труд никому не нужен. В таком мрачном я состоянии ходил несколько дней, пока Лориоль ни сказала:

– Так не годится! Нужно помолиться и попросить Бога о помощи. Ты спрашиваешь – «нужен ли мой труд?», – и кто может на этот вопрос ответить лучше, чем Он.

Я, конечно, последовал совету мудрой Лориоли. А вечером она села посмотреть этот фильм, и я присоединился к ней. Как оказалось – фильм и был ответ на мою молитву и мой вопрос…

Добро всегда совершается через труд и сопровождается насмешками умеющих устраиваться поудобнее в этом мире. Таков и главный герой фильма – Джон Бейл, владелец небольшой строительной компании, всю жизнь работавший себе в убыток, чтобы только помочь простым людям. Джон не мыслит своего дня без добрых дел, и за это над ним потешается городской богач Поттер, который считает, что жить следует только для себя одного.

Джону же никак не удаётся не то что разбогатеть, но и даже просто поправить дела своей фирмы, а однажды перед Рождеством он теряет взятые в банке 8000$, по тем временам очень большую сумму (в 1946 году в США можно было безбедно прожить неделю всего на 20$). Джон мечется по городу, не знает где ему найти помощь, и впервые в жизни обращается с молитвой к Богу, но, как ему кажется, не получает ответа. Джон идёт к мосту чтобы покончить с собой, и неожиданно его спасает его ангел хранитель, который, как оказалось, был тотчас послан к нему после молитвы. Джон говорит ангелу, что без денег он не видит смысла в дальнейшей жизни и лучше было бы ему, Джону, вообще не рождаться. Тогда ангел исполняет его желание и Джон оказывается в своём же городе, но теперь в мире всё существует так, что он никогда не рождался на свет. И оказывается, что те добрые дела, которые он совершал в жизни, никто не смог сделать вместо него: рабочие так и живут в лачугах, его брата некому было спасти когда тот тонул, а его брат, в свою очередь, не спас целый корабль, жена Джона осталась старой девой и всю жизнь мучилась от печали, кто-то ещё не был спасён от тюрьмы, многим не была оказана помощь, и даже на месте городского парка теперь пустырь. Тогда Джон понимает всю драгоценность именно своей жизни, и ангел возвращает его к мосту у реки, откуда он только что хотел спрыгнуть. Джон бежит домой к жене и детям, обнимает их всех и радуется даже судебным приставам, которые пришли арестовать его за долги. Как вдруг двери дома открываются и сюда приходят сотни горожан которым он помогал много лет. Узнав, что Джон в беде каждый принёс ему денежную помощь, и даже друзья из других городов перечисляют ему большие суммы – так Джон становится самым богатым человеком в городе, ко всеобщей радости, и все вместе празднуют светлое Рождество Христово.

И так бывает каждый раз в нашем мире – который можно обойти из конца в конец, прочитав в Книге Судеб истории о всех живущих и живших – и каждый раз мы увидим, что Господь всегда приходит на помощь, в основании мира положен закон хороших концов, и добро, как и жизнь доброго человека, никогда не бывают напрасны!

«Эта прекрасная жизнь» так полюбилась американцам, что без просмотра картины они не мыслят себе празднование Рождества. Между тем, история фильма первоначально была историей неудачи.

Несмотря на номинации на «Оскар» и премию «Золотой глобус» за лучшую режиссуру, фильм имел полный кассовый провал, собрав $3,3 млн при бюджете в $3,18 млн. Это разорило продюсерскую компанию Капры и способствовало спаду его карьеры — в течение следующих двух десятилетий он снял всего пять фильмов. Но, и так бывает в сказке нашей жизни, спустя 28 лет «Эта прекрасная жизнь» была признана его лучшим фильмом.

В 1974 году истек срок действия авторских прав, компания-правообладатель посчитала их продление ещё на 28 лет коммерчески нецелесообразным, и фильм попал в публичный доступ. Телестудии начали показывать картину в канун Рождества и так просмотр её стал одной из важных рождественских традиций в США.

Вспоминаю, что, когда я впервые написал заметку об этом фильме в социальной сети «ВКонтакте», то со всех сторон посыпались обвинения, что картина представляет добро на протестантский манер. На это я отвечал:

– Не больше, чем само добро можно обвинить в протестантизме, или обвинить тот факт, что Господь устроил мир по закону сказки – и за добро здесь приходит награда.

Этот фильм, если хотите, – сказка. Ведь сказка – это высшая правда в нашем мире, потому что Бог всё задумал так, что счастье действительно приходит к добрым. И на этом правиле устроен мир…

Артём Перлик