ФОРРЕСТ ГАМП, ВЗРОСЛОЕ ХРИСТИАНСТВО И ЧУДО СКАЗКИ

При слове «сказка» – солидные взрослые думают «небывальщина», а мудрые и добрые ею видят духовные законы по которым устроен мир.

Это очевидно для мудреца, но мудрецы у нас на Земле встречаются редко, даже в Церкви…

И, как писал Игнатий Брянчанинов, народ в храмах есть продолжение общества в целом, а потому в храмах между людьми живёт та же ложность отношений, что и в обществе, и потому церковное общество – это тот же искусственный мир взрослых.

Что же настоящее? Только то, что относится к Церкви как к Царству Троицы, чего касается Дух Святой. Это сердца светлых людей, любовь, дружба, Литургия, Евангелие, молитва-встреча, мировая красота культуры и природы, творчество и труд посвященный Богу, милосердие и деятельная доброта.

Что за жалкая пародия – христианство «взрослых», – всевозможных умников и умеющих жить!.. Их убогий, рассудочный «мир» напрочь лишен сказки. Они знают, что на Земле часто бывают драконы, но не верят, что каждый раз, где бы ни творилась несправедливость, – Бог посылает святого Георгия одолеть дракона, потому что добрые заслужили в Его сказке счастливый конец.

Взрослые солидные люди так отрицают сказочность мира и сказки, потому что они в этих сказках – всего навсего мелочные пособники зла…

Невозможно ощутить свою жизнь драгоценной без добрых дел.

Жизнь – предмет постоянного восхищения добрых!

Несомненно и то, что все в этом мире удобно устроившиеся посчитают людей небесной мудрости дураками, ведь иначе им пришлось бы признать глупостью всю свою погоню за хорошим местом под солнцем, а свою жизнь – непричастной вечности ложностью.

Сельма Лагерлёфф неслучайно вспоминала, что в её храме радостно славить Бога решался только местный дурачок. Все остальные предпочитали серьёзность с тяжеловесностью.

Между тем, ангелы, поэты, дурачки и дети – легки, потому что они в добром смысле не относятся к себе слишком всерьёз.

Да им и некогда – они всегда заняты тем, что помогают кому-то и делают что-нибудь красивое. И их – о, ужас! – не волнует, – хорошо ли это красивое будет продаваться…

Вспоминаю по этому поводу одного мужа из смеси умника с гоблином, жена которого была творческим человеком и бралась за всё: от живописи до пения. Но мужа при этом интересовало только то, сколько она сможет выручить денег за тот или иной свой талант?

Взрослые считают, что их задача – заботиться о себе. Дурачки, вроде Форреста Гампа, уверены – жизнь нам дана чтобы тратить её на других. И потому о них сполна заботится милосердный Бог.

Чем добрее сердце человека, тем больше света и красоты он видит там, где для других существует только боль и грязь. Только мудрость и история удостоверяют нас, что счастье приходит не к пробивным, вёртким, ушлым и грубым, но к кротким, верным и светлым. Но ведь мудрость – удел немногих, а уроки истории не просто уметь прочесть. И потому нужно быть настоящим, чтобы знать, какой свет даёт сердцу подлинная вера в Бога и жизнь для других. А быть настоящим – это увлекать за собой всех стремящихся к красоте и «желающих странного» с точки зрения разных эгоистов и умников, которые всегда имеют хороший жизненный план и всегда удивляются – отчего каждый раз победа в Божьем мире достаётся не сильным, но добрым…

На фоне всеобщего измельчания душ такие как Форрест Гамп – великаны, потому что они исполняют предназначение человека. Они единственные, чьё счастье заслуженно.

Они – не только соль мира, но и соль Христианства, которое без них было бы слишком малосольно, чтобы радовать Господа.

Но имеющие тяготение к Духу Святому ищут именно таких дурачков, чтобы научиться у них тому, чего и «весь мир не был достоин» (Евр 11:38).

Мир изгоняет высших себя в пещеры? Но есть те, кому так нужен Бог, что они доберутся и до пещер!

Жертвенность и желание помогать – вот главные отличия золотого человека. И всегда лишь за добротою приходит мудрость, чего никак не могут понять тщеславные умники.

При этом все взрослые чувствуют превосходство над собой таких дурачков, и отвечают на их настоящесть завистью и всякими пакостями.

Потому настоящего преподавателя вы скорее всего найдёте читающим лекции на дому или по скайпу (ведь из университета его уже выгнали), настоящего писателя и поэта – вне литературной среды его эпохи…

Этих небесных «дурачков» легко узнать – на работе, в университете, в храме, в науке, в творчестве, в жизни – они осмеливаются быть не как все. А это «не как все» означает, что они причастны чему-то более значимому и высокому, чем всё то, что в обществе их окружающем считается счастьем.

Они всегда – вне рамок, потому что именно вне рамок встречается Бог.

Они делают что хотят, но никогда не выходят за границы нравственных законов.

И им, как Форресту Гампу, принадлежит торжество славы Господней – и среди других праведников на Небе, и среди ищущих настоящести на земле…

Артем Перлик