Христианская Япония, или кладбище миссионеров и катакомбников

Начало Христианской Церкви в Японии было положено в XVI веке — крещением святым Франциском Ксаверием ста человек из дома самурая Ядзиро. Обращение этой японской семьи со всеми домочадцами можно сравнить с результатами апостольской проповеди, описанной в Новом Завете святым Лукой (Деян.16:22–34).

И в первом, и во втором случае крестились вчерашние гонители христианской веры. Подобно римскому темничному стражу, самурай Ядзиро засвидетельствовал свою веру — путешествием из индийского Гоа (именно там он и принял крещение) в далекую, но родную ему Японию. Стоит отметить то, что в этой стране ему грозило наказание за убийство, совершенное им еще в языческом прошлом.

Интересно, что в эту же эпоху португальские миссионеры и японские христиане-самураи вместе основали город Нагасаки, которому суждено было быть разрушенным от американской атомной бомбы четыре века спустя. Местные богословы, воспитанные самим Франциском Ксаверием, неизменно побеждали буддийских монахов на религиозных диспутах, организованных местными феодальными правителями. Неудивительно, что по прошествии нескольких десятилетий в Японии было больше 150 тысяч католиков.

Однако, в период объединения Японии судьба христиан Нагасаки была весьма печальной — только в конце XVI века в Нагасаки распяли 26 самоотверженных католиков, а в начале следующего столетия желавший всемерной изоляции от всего остального мира сегунат уничтожил все шестнадцать приходских храмов Города Длинного Мыса.

Некоторые местные христиане решили ответить на действие японских богоборцев восстанием, которое произошло в Симабаре (одном из ключевых аграрных центров региона). Местные католики были поражены тем, что в подавлении этого восстания участвовали голландские наемники, предавшие ради сиюминутных торговых соглашений своих единоверцев. Конечно же, мы не забываем о том, что они были представителями другой конфессии, но что значили все эти различия перед лицом смерти за Христа?..

Ведь после поражения восстания было обезглавлено более 37 тысяч его участников, а оставшиеся христиане сконцентрировались на севере острова Кюсю и в прилегающих районах острова Хонсю. Гонения на верных Японии были беспрецедентными по своей жестокости и продолжительности. Действительно, их можно сравнить только с римскими преследованиями христиан: положение изменилось только в середине XIX века, когда усилиями посольств европейских держав был снят двухвековой запрет на Христианство, а Католическая Церковь начала кропотливую работу по канонизации мучеников (всего их было прославлено 395 человек).

К слову, совсем недавно в ватиканских хранилищах были восстановлены записи о какурэ-кириситан — катакомбных христианах Страны восходящего солнца. Когда Япония вновь открылась для католических миссионеров, там обнаружили около 20 000 тайных христиан, которые не отреклись от веры, несмотря на двухсотлетние гонения. В период языческого ига доходило до того, что христианские богослужение маскировали под известные восточные ритуалы. К примеру, статуи Божией Матери верующие японцы маскировали под скульптуры китайской богини Канон. Узнать Пресвятую Деву можно было лишь по Богомладенцу, Которого Она держала на руках. В крайнем случае считалось допустимым молиться в храмах этой богини, которая считалась покровительницей милосердия.

Знаменательно, что именно после легализации Христианства в Нагасаки появились первая железная дорога, первый телеграф и первая англоязычная газета. Не менее примечательно и то, что всю Вторую мировую войну Господь хранил Нагасаки от тяжелых воздушных бомбардировок. Тем не менее, 9 августа 1945 года стало Голгофой для всех местных верующих. После атомной бомбардировки город превратился в настоящий ад на земле: было убито 74 тысячи человек (более восьми тысяч из них были католиками).

Для выживших японских христиан знаком божественного милосердия был и остается уникальный Крест Мира, уцелевший после атомной бомбардировки в руинах католического собора Непорочного Зачатия Девы Марии в Нагасаки. Католический епископ Аиджиро Ямагучи подарил его раскаявшемуся американскому солдату-католику, который в 1982 году передал его в Центр мира в штате Огайо. 7 августа 2019 года Крест Мира был возвращен общине Нагасаки.

Кирилл Белоусов