Интервью с Ольгой и Каем Нагель о религии в Германии
Ольга: — В Германии я живу с марта 2014 года — семь лет. Здесь я почти сразу стала прихожанкой храма святителя Николая Чудотворца в г. Гифхорн, приход РПЦ Московского Патриархата, Берлинско-Германской епархии. У нас есть ещё РПЦз — приходы в разных городах Германии.
– Как вас приняли в немецком православном храме?
— Приняли хорошо, радушно. С сердечным теплом приняли)
– Что вас удивило, что отличалось от привычного вам в храмах России?
– В приходе здесь можно встретить людей, которые по разным причинам оказались здесь, в Германии. Большинство — православные русские немцы, которые переехали в Германию из Казахстана, России, Украины, Беларуси. Есть прихожане из Грузии и Молдовы.
Мы открыты для всех. Всегда рады, когда к нам приходят немцы не из православных, интересуются нашим Храмом, богослужениями.
К сожалению, сейчас, в период пандемии, действуют ограничения, так что не все желающие могут попасть в храм.
– А как складываются отношения с людьми других конфессий? В разных странах Европы я отмечал дружелюбие и способность видеть личность в другом человеке, даже если он иной веры. Но в Германии я не был. А как это происходит там?
– Артём, в целом хорошо складываются. Мы поддерживаем отношения. Очень часто оказывается так, что наши священники договариваются с каким-то другим приходом (католическим или евангелическим) о возможности в свободные дни проводить богослужения. Это бывает в трудной ситуации, когда нет возможности служить в своём храме.
Непонимания, конечно, возникают между разными конфессиями, но мы стараемся их разрешить.
Важно уважение друг к другу, взаимопомощь.
– Это даже слышать приятно. А каких святых и подвижников особо чтят православные в Германии?
– Святых здесь почитают самых разных. Очень зависит от того, откуда люди приехали, где они раньше жили. Например, в нашем приходе очень почитают святого Севастиана Карагандинского, так как многие приехали в Германию из Казахстана. Почитают святителя Николая Чудотворца, святого преподобного Серафима Саровского, преподобного Сергия Радонежского, святых царственных страстотерпцев, святую блаженную Матрону Московскую и других. Есть замечательный святой — блаженный Прокопий Устюжский, чудотворец, он по происхождению немец.
В Германии тоже есть свои почитаемые святые и святые места. Например, Александр Шморель, участник антифашистской группы «Белая роза» — мученик Александр Мюнхенский.
Немецкий город Дармштадт — родина святых Александры Феодоровны и Елисаветы Феодоровны.
– А кого чтят коренные немцы, католики, протестанты?
– Сложный для меня вопрос. Святителя Николая Чудотворца почитают. Дети получают подарки в день его памяти, 6 декабря по новому стилю.
Святого Мартина Милостивого. В ноябре ко дню его памяти обычно проводят ярмарки (Мартинсмаркт), дети вместе со взрослыми участвуют вечером в так называемом шествии с фонариками (их сами мастерят с родителями дома или в детском саду), поют песни.
– А кого-то из средневековых святых Германии? Таких как равноапостольный Бонифаций?
– Да, безусловно, у католиков почитается и у православных (священномученик Вонифатий Фульдский, архиепископ Майнцский).
У католиков есть свои святые, есть общие с нами, православными.
У протестантов, в принципе, почитание святых не принято.
– Но возможно к святому Николаю и протестанты питают теплые чувства и зовут его на помощь?
Могли бы Вы рассказать об этом подробнее? Как относятся немцы к святителю Николаю Чудотворцу?
– Я с мужем ещё поговорю на эту тему (прим.ред. — супруг Ольги – немец).
– Очень хорошо. Я буду с радостью ждать вашего общего ответа.
– Муж сказал, что до знакомства со мной он святителю Николаю не молился. Но помнит, что в детстве всегда выставлял накануне праздника святителя Николая (6 декабря) свой сапожок, а утром они с сестрой находили в них подарки и радовались. Эта традиция сохранилась, немецкие дети свои сапожки выставляют за дверь и ждут подарков). В детском садике тоже празднуют и получают подарки от святого Николая. Дети поют песенки святому Николаю.
– А что такое вера в жизни немцев?
– Мои суждения субъективны… Пишу, как вижу ситуацию я.
К сожалению, здесь многие (немцы) этой веры (этой опоры) не имеют… Вера, увы, как-то формальна…
Мнение моего мужа (коренного немца) :
— В Германии Церковь сильно связана с государством. В связи с этим многие люди в храм не ходят. Например, здесь обязательный церковный налог для членов общины (протестантов, католиков). Верующих активных, посещающих богослужения мало. Все же среди католиков больше верующих.
По сравнению с мусульманами, немцы неверующие (в смысле о силе веры). Мечети (до пандемии) здесь всегда были полные.
– Рассказывал ли вам кто-то из немцев примеры помощи Божией? Поделитесь ли вы с нами?
– Мой муж.
– Поделитесь ли вы с нами?
– О помощи Божией, мой муж Кай: «Помощь Бога я значимо ощутил в период тяжёлой болезни. Я понял, что болезнь дается человеку не просто так. Господь дает нам знак, что нужно менять себя. Еще чудо Божие и пример Божией помощи — это рождение ребенка».
С супругами Нагель беседовал Артём Перлик
Свежие комментарии