Карл и карлики

Общаясь со множеством верующих людей на всех концах постсоветского пространства, я вижу, сколь многих разъедает язва, которую они не чувствуют. И имя этой язве — недоверие Богу.

Вот, прекрасная студентка одного захолустного регентского отделения при неком деревенском монастыре пишет, что тамошние монахини высчитали из Ветхого завета, что конец света наступит в 2028 году. А некие седобородые старики монахи из соседней обители, весьма, кстати, припадочные, подтвердили правильность подсчёта.

— Смотри, — не выходи замуж! — пугают её эти унылые инокини.

— Почему?

— Рожать тяжело, жить в семье тяжело, жить вообще тяжело, всё мужчины свиньи, так что оставайся в обители, неси свой крест, спрячься от мира…

— А вдруг муж попадет под машину? — дальше пугают её монахини, — вдруг дети будут болеть и не слушаться? Жить-то так страшно…

И так далее и тому подобное…

Но моя студентка держится как средневековый герой Роланд, окружённый врагами, но ждущий помощи спешащих к нему войск Карла Великого.

И подобные вещи раздаются со всех концов огромной РПЦ, а имя этому явлению — крайнее недоверие Богу.

— Хорошо, — отвечаю я инокиням, пугающим мою студентку, — допустим, в обход всех описанных в Евангелии примет последнего времени архангел Гавриил лично скажет вам, что без всякого антихриста через три дня настанет Второе Пришествие и конец этого мира. Как вы думаете, Христос хотел бы, чтобы вы провели эти три дня? В страхе как зайцы? Или в свободе, достойной дочерей Господних? В благодарности и творении добра или в унынии и бессилии? И почему мир, который был радостью отцов и поэтов, для вас — словно вражеская страна, а вы в вашем монастыре — как в крепости? Почему вы веруя в Бога так несчастливы? Почему убегаете от решений и действий?

— Это так ответственно, — говорите вы, — но то, что Господь привел нас в мир не ослами и не шмелями, а людьми, уже налагает на нас ответственность. Но неужели лучшее времяпровождение — это сон, когда мы гарантированно безопасны, да к тому же и не грешим? Этого ли хочет Христос?

И почему вы считаете, что семья — это мучение и крест? Блаженный Августин называл брак раем на земле. С ним согласились бы и Петр с Февронией, семья царственных мучеников и многие другие.

Но меня не слушают, ведь услышать такие вещи — значит решиться на активное участие в собственной жизни. И живут, живут и мучаются десятки тысяч верующих, которые верят в Христа, но не ждут от Него ничего хорошего. Он для них — какое-то страшное божество, родом как будто из древней Ассирии и Вавилона, божество неумолимое, грозное и карающее, выпустившее людей в мир будто карасей в стаю акул. Да ещё и припечатают это любимыми цитатами в стиле: «Мы пришли на землю нести свой крест»… Где уж тут понять опыт великих подвижников прошлого и настоящего, которые все утверждали, что если человек не чувствует радости, то и жизнь и вера его ошибочны…

— Дорогая, — говорю я тогда студентке, — вы лично видели удивительных современных афонских старцев, таких как Дионисий Каламбокас, вы видели и менее известных, но подлинно светлых людей, вы читали о таких чудо-людях как Паисий Афонский, Эмилиан Вафидис или Софроний Сахаров! Их христианство вам открылось как понимание людского достоинства, как счастье жить, как важность нашего умножения красоты и добра, как уверенность, что Христос всё сделает для нашего счастья. И вы видите вокруг вас совсем другое христианство, твердящее вам о враждебности мира, о убожестве человека, о неважности наших усилий и том, что от Бога не нужно ждать радости, ведь мы здесь, чтобы «нести свой крест». Вы сами видите, что эти два христианства несовместимы, и сами можете сделать вывод, какое из них говорит о Христе правду…

— Да, улыбаться, я понимаю, но скажите мне пожалуйста что-то, что сейчас меня вдохновит и ободрит.

— Вы говорите, что часто боитесь, — отвечаю я, — но на самом деле вы необыкновенно смелая. Ведь вокруг вас уже много лет сотни верующих людей твердят, что мир уродлив, люди ничтожны, и что от Бога не стоит ждать ничего хорошего… А вы под этим напором смогли выстоять, зная, что Христос — ваш настоящий родитель, что Его любовь не может допустить зла любимым. Вы отважно ждёте Его помощи и награды. И вы, несомненно, будете счастливы, хотя сейчас вы там, как рыцарь Роланд, который и окружённый врагами трубит в рог призывая помощь. Все кричат ему, что выхода нет, но его сердце горит и он точно знает, что и радость, и помощь близко…

А мой пожар в груди тому залог,

Что некий Карл тебя услышит, рог…

Артём Перлик

20.03.2020