Католический взгляд: к чему привели разделы Польши?

5 августа 1772 года в Петербурге Австрия, Пруссия и Россия договорились о совместных аннексиях территории Польши. Среди основных причин постепенного краха этого государства можно выделить слабость шляхты и королевской власти, а также поражение страны в войне 1654-1667 годов, предварившееся поражением пропольской партии в России во время смуты 1612 года.

Отметим, что в результате кровопролитной войны Восточная Украина стала частью Российской империи, а обстоятельства конфликтов постоянно осложняли попытки территориальной экспансии со стороны Швеции, Турции и Крымского ханства. Кроме того, по итогам боевых действий Россия получила Киев, а Запорожская Сечь перешла под совместное польско-российское управление.

Важно упомянуть, что из-за захвата всех лучших аграрных земель польскими магнатами и усиления гнета на крестьянство ко второй половине XVII века наделы этого обездоленного сословия сократились по стране в среднем на двадцать процентов. Экономический упадок перерос в социально-политический из-за введения принципа единогласия решений в сейме.

Соседние державы заимели в Польше партии, действовавшие в их интересах. В конце концов, благодаря многолетним неурожаям в России и затяжной Русско-Турецкой войне 1768-1774 гг., борьба за влияние закончилась тем, что Австрии, Пруссии и Франции удалось принудить Екатерину II к разделу Польши, которая до этого фактически была сателлитом Москвы. А спустя 23 года Польша прекратила существование, пройдя еще два раздела.

При этом, самые большие территориальные приобретения были у Австрии: 83 тысячи квадратных километров Краковского, Сандомирского воеводств, Карпатская Русь и часть нынешней Молдавии. Эти земли населяли 2,5 миллиона человек.

В 1764-1855 гг. католическая часть населения этих земель была вынуждена смириться с государственным диктатом австрийцев в церковной политике. Для этой эпохи было характерно притеснение монашеских орденов. Под влиянием идей «Просвещения» было закрыто 500 монастырей.

Помимо этого, католические священнослужители были включены в сословие государственных служащих и подчинены светским законом. Но самым подрывным в отношении морали деянием австрийских властей стало разрешение разводов. Также практиковалась секуляризация церковных земель и был изменен порядок вступления в силу папских декретов — в этот период это делалось только с одобрения государственных властей.

Но в то время были и позитивные тенденции: открытие новых католических приходов и учебных заведений, в том числе на покоренных польских территориях. Также была введена свобода совести для православных и протестантов (и даже для иудеев, что было неслыханным для многих государств того времени).

Негативные для Католической Церкви аспекты данной политики были прекращены только после нормализации отношений Ватикана и Австрии и заключения между ними конкордата, который восстанавливал привилегии Католической Церкви и ее монашеских орденов.

Герб Иосифа II, императора Священной Римской империи
Герб Иосифа II, императора Священной Римской империи

По итогам первого раздела Польши России отошли белорусские земли на территории 93 тысячи квадратных километров с населением в 1,3 миллиона человек. Под давлением государственных властей и под влиянием антикатолической пропаганды в Православную Церковь в 1772-1795 гг. было «возвращено» около полумиллиона униатов [Коялович М. История воссоединения западно-русских униатов старых времен. — СПб., 1873. С.253]. Все они подпали под духовное окормление разросшейся Минской епархии.

14 декабря 1772 года императрица Екатерина II издала указ, согласно которому ни одно распоряжение Святого Престола не вступало в силу без согласия российских властей. Как мы помним, что на польских землях, присоединенных к Австрии проводилась аналогичная политика. Помимо этого, в 1780 году она издала указ, повелевающий всем униатам перейти или в латинский обряд или в православие, а на место умиравших униатских священников ставить только православных. Многие священники и монахи попали в тюрьмы. Тем самым Екатерина II нарушила свои обещания о непритеснении католиков в польско-литовских землях [Бронислав Чаплицкий. История Католической Церкви в России. Гл. 5. — М.:2002].

— Существенной особенностью правления Екатерины II в отношении Католичества было стремление императрицы подчинить себе управление Римско-католической Церковью на территории Российской империи, как до этого несколько десятилетий назад подчинил государству Православную церковь ее предшественник на троне – царь Петр I.

К конкретным шагам на этом поприще относится, например, учреждение Екатериной II, без ведома Папского Престола, Белорусской Римско-католической архиепархии с центром в г. Могилеве. Разумеется, Папа Римский был против такого самоуправства, однако Могилевскую архиепархию все-таки позже утвердил в своих правах, — пишет историк Александр Коылов [Копылов А. Католическая Церковь в России (конец IX – начало XXI вв.)].

— Политику Екатерины II в отношении в церковных делах отлично характеризует ее же высказывание, сказанное ею еще до восшествия на Российский Престол: «Необходимо уважать религию, но ни за что не пускать ее в дела государственные».

Россия получила сразу более миллиона подданных – католиков: среди которых были как представителей латинского обряда, так и униаты. За первым разделом Речи Посполитой, последовал второй (1793) и третий (1795) разделы. Их итогом стало упразднение польского гражданства и утрата Польшей своей государственности. После третьего раздела Речи Посполитой российскими подданными стали восемь миллионов католиков, — констатирует Александр Копылов.

Как известно, в результате Второго и Третьего разделов Польши к России отошли территории Украины и Литвы с общим населением в 3 миллиона 100 тысяч жителей, включавшие пять латинских и четыре греко-католические епархии. Таким образом, было расширено основание для дальнейшего развития Католической Церкви в нашей стране.

Тем не менее, католикам в России было запрещено вести какую-либо «пропаганду»: православие было государственной религией, а за переход в любую другую христианскую конфессию следовало уголовное наказание. Это значит, что Католическую Церковь в России рассматривали и терпели исключительно как «Церковь для иностранцев».

По данным профессора и доктора исторических наук Александра Андреева, к началу 70-х гг. XVIII в. римских католиков в России насчитывалось не менее десяти тысяч человек, а количество крупных церквей достигло десятка.

— Однако масштабы деятельности Католической Церкви в России XVIII века увеличивались не только в результате количественного роста приезжающих в страну иностранцев-католиков, но стали значительными, главным образом, вследствие приобретения территорий Речи Посполитой. К концу XVIII века количество католиков в Российской империи, вместе с униатами, составляло не менее трех миллионов человек, имелось шесть римско-католических диоцезий, около семисот церквей и четырехсот католических монастырей, — оценивает профессор Александр Андреев [Андреев А.Н. Католицизм и общество в России XVIII века. — Челябинск: 2007].

— Правительство разрешило католикам строительство костелов, учредило новую епархию (Херсонскую). Деятельность Униатской Церкви в России также была поставлена под непосредственный надзор и в зависимость от государства. По политическим причинам Екатерина II не разрешила обнародовать папское решение об упразднении в 1773 году Ордена иезуитов и обеспечила последним существование в своем государстве, а в 1793 г. она предоставила католикам полную религиозную свободу. Частные пожелания Римско-Католической Церкви (относительно устройства костелов, школ, свободного приезда духовенства и т.п.) удовлетворялись. Однако говорить об унии, когда Россия принимала меры к освобождению униатского населения присоединенных областей от влияния католиков, было бесполезно. Оставалась негласная пропаганда, которой и занимались иезуиты, — описал религиозно-политическую ситуацию после разделов Речи Посполитой историк и религиовед Павел Густерин [Густерин П.В. Католичество в Российской Империи // URL : http://ricolor.org/history/hr/polit/18_12_2014/].

После второго и третьего разделов Речи Посполитой, когда число греко-католиков резко возросло, Екатерина начинает массовую акцию по переводу греко-католиков в Православие:

— Принимается решение, что все церкви, основанные до 1596 г., передаются Православной Церкви. Создается группа православных миссионеров, возглавляемая епископом Минским Виктором Садовским, приступившая к антикатолической агитации. Их деятельность поддерживалась государственной администрацией, — рассказал историк Павел Мезерин.

— Кроме того, греко-католический архиепископ Ираклий Лисовский огласил 3 ноября 1795 г. пастырское послание, в котором запретил своим верующим препятствовать переходу в православие. Местные государственные власти оказывали моральное давление и принуждали силой отказываться от греко-католичества. В результате они добились массового перехода населения в православие. Екатерина ликвидировала все греко-католические епархии, кроме Полоцкой во главе с архиепископом Лисовским, имущество епархий было конфисковано, греко-католическому епископату было запрещено исполнять свои функции, епископы были переведены на пенсию. На месте ликвидированных греко-католических епархий были основаны православные, — подытожил Мезерин. [Мезерин П. Греко-Католическая Церковь в Российской империи и современной России // URL : https://ecerkva.com/articles/church-history/1141-1002].

В заключение обозначим положение польских католиков, сложившееся в Пруссии. По итогам первого раздела Речи Посполитой эта держава взяла себе Южную Балтику площадью в 36 тысяч квадратных километров с 580-тысячным населением. Отметим, что традиции дарования религиозных свобод католикам в Пруссии появились еще в 1745 году, когда после присоединения австрийской Силезии ее жителям была предоставлена свобода совести. 

У этого государства были достаточно мирные отношения с Ватиканом. Конечно же, поддержание данного статуса-кво требовалось и после второго раздела Польши. Тогда под власть Пруссии перешли территории, населенные этническими поляками: Данциг, Торунь, Великая Польша, Куявия и Мазовия, за исключением Мазовецкого воеводства.

После этого недовольные территориальным переделом подняли поляки и часть восточных славян подняли восстание Костюшко, которое послужило поводом для окончательной ликвидации польско-литовского государства. В результате Пруссия приобрела территории, населенные этническими поляками, к западу от pек Пилицы, Вислы, Буга и Немана вместе с Варшавой (получившие название Южной Пруссии), а также земли в Западной Литве (Сувалкия), общей площадью 55 тыс. км² и населением в один миллион человек. Католические епархии действовали в них достаточно свободно — вплоть до объединения Германии и начала дискриминации католиков при канцлере Отто фон Бисмарке, который также начал проводить депортации поляков, бежавших из-под российского подданства.

Напомним, что Россия получила земли к востоку от Буга и линии Немиров-Гродно, общей площадью 120 тыс. км² и населением в 1,2 миллиона человек. Под власть Австрии перешли Краков и часть Малой Польши между Пилицей, Вислой и Бугом, часть Подляшья и Мазовии, общей площадью 47 тыс. км², и населением в 1,2 миллиона человек. Земли, перешедшие под власть австрийской короны, получили название Галиция и Лодомерия. Такая ситуация на этих землях сохранялась до восстановления польской государственности в 1918 году и последующих изменений границ в 1945 году.

Составил Кирилл Белоусов (по материалам из открытых источников)