КИНОЭПОС О КРЕСТОНОСЦАХ «ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ»

«Сражайтесь, храбрые рыцари, ибо прекрасные очи взирают на ваши подвиги!» – реплика из романа Вальтера Скотта «Айвенго» (1819).


Британский кинорежиссёр Ридли Скотт больше известен по научно-фантастическим картинам «Чужой» и «Бегущий по лезвию», хотя в жанре исторического кино он тоже добивался признания: получил премию «Лучший дебют» в Каннах за фильм «Дуэлянты» (1977) про эпоху Наполеоновских войн, а позже – пять «Оскаров» за «Гладиатора» (2000) о великой Римской империи.

Недавно 84-летний сэр Ридли Скотт срежиссировал «Последнюю дуэль» (2021) о рыцарском поединке конца XIV века. Но сегодня позвольте вам представить киноленту «Царство небесное» (2005) о крестовом походе XII века. Эта лента рассказывает романтическую историю рыцаря, который принимал участие в битве при Хаттине и защищал Иерусалим от осады в 1187 году.

Изначально картина «Царство небесное» планировалась как историко-приключенческое кино, поэтому длинную в 189 минут режиссёрскую версию в жанре исторического эпика сократили примерно на час. В результате сокращённый фильм провалился в прокате и в оценках критиков, поэтому для просмотра лучше выбрать трёхчасовую версию этой картины.

Важно отметить, что фильм иногда вызывает негативную реакцию у зрителя, не различающего документальный и художественный киножанры: в первом, подобно репортажной фотографии, отображаются реально происходящие события, а во втором, подобно рисунку-шаржу, автор создаёт художественные образы с помощью актёров и декораций. Художник часто искажает реальность для создания острой драматургии и особой атмосферы своего произведения. Например, мало кто возмущён тем, что Александр Дюма (отец) в «Трёх мушкетёрах» сделал персонаж кардинала Ришельё отрицательным, ведь Королеве Франции и д`Артаньяну был просто необходим достойный и сильный соперник!

Сценарий Уильяма Монахэна «Царство небесное» очень вольно описывает события, предшествовавшие Третьему крестовому походу, за 1189–1192 годы: сюжет фильма, словно лоскутное одеяло, сшит из кусочков подлинной истории и из находок художественных произведений Вальтера Скотта, который считается основоположником литературного жанра исторического романа. Можно сказать, что сэр Вальтер Скотт возродил вдохновение к эпохе средневековых рыцарей, которое временно пропало после ироничной книги «Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса, пародирующей рыцарские романы.
«Царство небесное» повторяет основную вальтерскоттовскую тему: порядочный человек попадает к «варварам» и с трудом от них выбирается, заполучив за свои страдания хорошую жену.

Сценарий развивает важную сюжетную линию-находку романа Вальтера Скотта «Талисман» (1825), в котором во время Третьего крестового похода бедный, но благородный рыцарь Кеннет в палестинской пустыне сперва вступает в схватку, но затем находит общий язык с одиноким сарацином и равным по силам соперником Ширкофом. Позже, через Кеннета, Ширкоф в виде лекаря знакомится с королём Англии Ричардом Львиное Сердце, а в конце концов Ширкоф оказывается султаном Саладином. Вот цитата из предисловия к «Талисману», который считается первым романом в английской литературе, где мусульмане изображены в положительном свете:

«Христианский английский монарх проявил тогда жестокость и несдержанность восточного султана, в то время как Саладин обнаружил крайнюю осмотрительность и благоразумие европейского государя, и оба они старались перещеголять друг друга в рыцарской храбрости и благородстве. Этот неожиданный контраст дает, по моему мнению, материал для романа, представляющий особый интерес.»

В «Царстве небесном» кузнец-рыцарь Балиан, подобно Кеннету, знакомится через схватку в пустыне с персонажем Имадом, который позже оказывается советником султана Салах ад-Дина (в Европе известен как Саладин).

Художественный персонаж Саладина встречается с Ричардом Львиное Сердце в «Талисмане», а несколькими годами раньше в «Царстве небесном» – с королём Балдуином IV Иерусалимским. Примечательно, что в фильме заболевания короля Иерусалима Балдуина IV были преуменьшены: к 1187 году, согласно «Википедии», король Балдуин уже был слеп и не мог ходить, а «Кинопоиск» вообще сообщает, что больной проказой Балдуин умер в 1185 году в 24-летнем возрасте, за год до начала событий фильма.

Ещё важно отметить пересечение персонажей двух произведений: в финале фильма «Царство небесное» появляется король Ричард Львиное Сердце и предлагает вернувшемуся из похода рыцарю Балиану вновь отправиться (в Третий) крестовый поход, действие которого описывается в «Талисмане».

Главную роль кузнеца-рыцаря Балиана исполнил Орландо Блум, известный зрителям в качествах эльфа-лучника Леголаса из «Властелина колец» и великодушного кузнеца-пирата из «Пиратов Карибсого моря». Киноперсонаж Балиана из «Царства небесного» создавался на основе элементов биографий двух братьев и ещё как минимум одного неопределённого французского рыцаря.

Первым прототипом главного киноперсонажа частично стал барон-крестоносец Балиан II Ибелин, который в 45 лет (актёру Блуму – 28) сумел спастись из плена во время разгромного поражения тамплиеров и госпитальеров от армии сарацинов при Хаттине, что позволило дальше Балиану возглавить оборону Иерусалима в 1187 году и вести переговоры с Саладином об условиях сдачи города: Балиан II пригрозил Саладину разрушить мусульманские святыни и сдал город на почётных условиях, выкупив на свободу часть горожан за золотые монеты (в фильме Балиан договаривается о бесплатном освобождении всех жителей осаждённого Иерусалима).

Вторым прототипом главного персонажа частично стал (старший брат вышеуказанного Балиана II Ибелина) Балдуин де Ибелин, который был в романтических отношениях с замужней Сибиллой (сестра прокажённого короля Балдуина IV Иерусалимского) и испытывал неприязнь (к мужу Сибиллы) Ги де Лузиньяну.

Братья Ибелины родились в Палестине и никогда не жили в Европе, которую решил показать сценарист фильма. Поэтому третьим прототипом главного персонажа частично стал живший во Франции кузнец, вынужденный пойти в крестовый поход за своим неожиданно объявившимся благородным отцом-рыцарем, чтобы избежать наказания за своё тяжёлое преступление, совершённое в порыве ярости. По законам того времени крестовый поход позволял рыцарям временно приостановить выплату долгов и позволял искупить свои преступления в боях за Святую землю.

Покрывающаяся снегом Европа погрязла в бесконечных конфликтах между родственниками и соседями, которые не могли поделить землю между собой, а путешествие в опалённую солнцем Палестину сулило лёгкое обогащение и индульгенцию грешникам…

Возвышенные рыцарские принципы, культ Прекрасной Дамы и глубокая Вера в Бога удивительным образом сочетаются в средневековых романтиках с жестокостью, жадностью и жаждой приключений.

Первый крестовый поход был организован в 1096 году решением римского папы Урбана II для военной помощи восточным христианам и для освобождения святынь христианства (священный город Иерусалим с Гробом Господним и Святая земля) от мусульман. Сегодня считается, что в то время Церковь преувеличивала сведения о жестоком обращении мусульман с христианами: многие из христиан Востока, вопреки мнению церкви, не обращались в рабов (за некоторыми исключениями), а также могли сохранить свою религию – так было во владениях турок-сельджуков и городах на Восточном Средиземноморье.

Первое время эта религиозная война развивалась удачно для европейских рыцарей благодаря разрозненности мусульманских племён, но затем эти племена объединил и возглавил военачальник Салах ад-Дин. Постепенно крестоносцы терпели всё больше поражений и отступали, а крестовые походы в Палестину затянулись до 1272 года. В более широком смысле слова крестовые походы в самых разных географических направлениях продолжались до XV века.

В фильме умирающий отец Балиана призывает сына помогать королю Балдуину IV сохранять «Царство небесное», подразумевая «Мир между христианами и мусульманами», который жаждет разрушить потенциальный король Ги де Лузиньян (в реальной жизни Ги был более миролюбивым).

Новоиспечённый рыцарь Балиан отправляется отмаливать грехи своей жены-самоубийцы на Голгофу, место Распятия Христа, с мыслями: «Как может моя жена быть в Аду, если она в – моём сердце?» Балиан считает, что Церковь не примет его, но боевой товарищ из Ордена Госпитальеров подбадривает в ответ словами о том, что «святость в делах твоих: защищай тех, кто не может за себя постоять, и Господь явит милость!».

Наблюдая за тем, как Балиан возглавляет строительство оросительной системы земель, доставшихся от отца, принцесса Сибилла влюбляется в Балиана и влюбляет его в себя. Сибилла размышляет о более авторитарной культуре Востока: «Пророк говорит: «Поклонись!», а Иисус – «Решай сам!»».

Тем временем «рогатый» Ги де Лузиньян грабит мусульманский караван, чем провоцирует войну с Саладином, которую с помощью переговоров останавливает король Иерусалима. Умирающий от проказы король Балдуин предлагает рыцарю Балиану убить Ги, чтобы, женившись на сестре Балдуина Сибилле, продолжить поддерживать мир между христианами и мусульманами. Но Балиан отказывается «совершать маленькое зло во имя огромного добра».
Через некоторое время Ги и Сибилла становятся королём и королевой. Неожиданно Сибилла узнаёт, что её сын, как и недавно умерший брат-король, болен проказой. Сибилла не хочет обрекать сына на мучения и решается отравить его безболезненным ядом: «Ни одно царство не стоит жизни моего сына в Аду [в мучениях] – я пойду в Ад вместо больного сына!».

В результате Ги развязывает очередную масштабную войну и разгромно её проигрывает, оставляя город Иерусалим без защиты после гибели рыцарей. Рыцарь Балиан соглашается защитить Иерусалим: подготавливает хитрые инженерные орудия и посвящает (словами своего отца) в рыцари всех горожан, способных сражаться с мечом в руках. Балиан напутствует горожан перед битвой гуманистической речью: «Иерусалим – это не дома и камни, а – все мы, укрывшиеся в городе!».

После долгой и тяжёлой осады Балиан сдаёт город Саладину, но договаривается освободить всех жителей города. Саладин бережно относится к христианским святыням в завоёванном Иерусалиме. Балиан дарит свои палестинские владения, доставшиеся от отца, своему верному помощнику и уезжает во Францию с Сибиллой, где она меняет воздушные и пёстрые наряды на меха и становится хорошей женой рыцарю-кузнецу, от которой Балиан не решается уезжать в Третий крестовый поход по призыву самого короля Ричарда Львиное Сердце, который не отвоюет Иерусалим, но добьётся возможности христианам мирно посещать свои святыни.

Балиан скромно перечитывает надпись на своей кузнице о том, что «человек должен делать мир лучше».

Тема конфликтов Запада и Востока, христиан и мусульман, льда и пламени остаётся актуальной и по сей день. Ах, как скоро настанет «Царство небесное» и настанет ли когда-нибудь этот заветный Мир?

Алексей Левый