«Маленькие женщины» и духовные погреба

Толстой когда-то говорил, что музыка опасна: она напрасно будоражит нервы, обманывает чувства, создает искусственные состояния. Слишком много дыма, за которым не видно огня. Душевного вместо духовного. Искусство как перчинка, развлечение для избранных – кто из ищущих не задумывался над этим? Сами художники отрекались от творчества: «убегания» Гоголя и того же Толстого: одного в мистику, другого – в учительство. Хотелось прямого пути: от природы до духа.

Фильм 2020 года «Маленькие женщины» по одноименной классической книге американской писательницы, — чисто душевное кино, которое, однако, стоит посмотреть даже в период аскетичного православного поста, чтобы убедиться: искусство – как раз тот хрупкий мостик, по которому человек способен выйти из плоти в дух, не отрицая ни одного, ни другого.

Путь взросления главных героинь, мир их семьи — это нежные прощания, добрые поступки, светлые лица… Такой детской и неправдоподобной кажется череда этих картин, бьющая по струнам души и извлекающая музыку помимо нашей умудренной воли! Но с упоением перебирая самые светлые моменты юной жизни, писательница и создатели фильма не дают зрителю уйти от вопроса веры в человека, ставя нежными красками перед выбором: цинизм или надежда.

Глядя на лучезарные пейзажи американской провинции конца 19 века и почти пасторальные мизансцены , можно задуматься о том, что отвергаемое уставшими сердцами «светлое кино» в угоду «правде жизни» , — победа не повзрослевшего, а утратившего силы. Задуматься о том , что, может, в этом ностальгическом взгляде художника есть частица Божьего взгляда на нас. Взгляда, который вопреки всему ведет человека к раю. По слову Антония Сурожского: «И я спросил того атеиста: « А вы во что-то верите?». Он ответил: «В человека». Тогда я сказал: « Это у вас общее с Богом». Задуматься о том, что подобное очарование человеком и красотой — не наивность, а прозрение, частицу которого мы можем поставить не под спуд нашего реализма, но на подсвечнике жизни…

Не рано ли нам искать аскетичной духовной высоты? Не стоит ли начать со школы нежности, милосердия и любви, вкушая их, в частности, через талантливую подачу искусства?

А после такого кино можно теплом осветить духовные погреба с десятилетним скепсисом и вспомнить, что талант Бога и нас как его детей — верить до конца, прозревая свет во тьме, которая его никогда не объяст.

Ксения Грядунова