Мысли о Церкви

Когда Симеон Новый Богослов проповедовал, что верующие должны знать Бога на опыте и жить Им, многим слушающим казалось, что он говорит не о Христианстве. Так оно и было. Потому что Симеон говорил не о том искаженном Христианстве, к которому привыкли эти люди, но об апостольском и святоотеческом его понимании.

Бог есть свет, и всякий подлинно идущий к Нему тоже становится светом. Но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Потому и создаваемая ими модель Христианства в лучах небесного света оказывается только карикатурой на красоту веры и любви. Не случайно Наталья Трауберг называла отношения между прихожанами «соплями в сахаре», разъясняя эти слова в том смысле, что все знают о необходимости любви, но никто никому в храмах не нужен, и поэтому все выкручиваются как могут.

А те редкие люди, кто и вправду несет в себе свет, даже в храмах большинством воспринимается как какие-то опасные извращенцы, покушающиеся на устои веры и ниспровергающие привычную другим серость.

Потому-то мы встречаем в в церковных людях столько непонимания сути Христианства и красоты тех, кто воплощает святоотеческую и апостольскую традицию в Духе Святом. Вспоминаю по этому поводу показательный случай, когда некий священник был добр и внимателен к людям, учил их причащаться на каждой литургии, а также читать Александра Шмемана и Антония Сурожского. И на всё это прихожане его храма отвечали неприязнью и сплетнями. Спустя несколько лет к ним перевели другого священника, деспотичного и унылого. Он всем тотчас рассказал, как они гнусны и далеки от Бога. И прихожане в восторге стали говорить один другому: «О! Вот это настоящий батюшка!».

А одна высокообразованная монахиня начинавшая свой монашеский путь в бывшем СССР и уехавшая, потом в Грецию к известному старцу, говорила мне, что если бы она встретила старца сразу, когда её восприятие Христианства было сплошь искаженным, то она не узнала бы его красоту, потому что человеку нужно иметь вкус к Духу Святому, чтобы разбираться в таких вещах.

И человеку обязательно нужно увидеть настоящих христиан, таких как Антоний Сурожский, старец Дионисий Коломбокас, старец Софроний Сахаров, святой Николай Сербский и другие подобные им, чтоб понять, что есть Христианство на самом деле, и почему им восхищались такие титаны и гении как Данте, Сервантес, Андерсен, Мария Скобцова или Арво Пярт. Ведь не привычными же всем приходскими сплетнями восхищались они, и не всей той ложностью человеческих отношений, которая так заметна всякому переступивших порог храма. Хотя на самом деле, она всего лишь – темный двойник церкви, но не церковь апостолов и святых.

Глядя на ходящих в храмы, люди не узнают церковь как Царство Троицы, Царство Духа, – и её надо искать только в том, на чём в людских словах, делах и сердцах лежит слава Господня.

В чем же узнается церковь? В красоте и свободе, которые дает человеку Дух Святой. В Новом Завете сказано, что где дух Господень, там свобода, и, конечно, наоборот, – где нет красоты и свободы, – оттуда удалился и Бог.

Святые отцы добротолюбия в свое время писали, что только тот человек, который видит мир пасхальным, светлым и хорошим, – видит его правильно. Легко соотнести это мировосприятие с постоянным окружающим нас нытьём на тему «Плохо, как всё плохо!», чтоб увидеть разницу в подходе к Христианству между святыми отцами и унылым пессимизмом прихожан.

Бог дает человеку ощущение блаженства жизни, чувство неслыханной красоты мира, удивление о своей драгоценности на земле и деятельную силу смирения, когда ты благодаришь Бога за свою уникальность, неповторимость и возможность всюду и везде умножать красоту и добро. Каждый кустик, каждая травинка, каждая чашка кофе, каждый ростбиф в кафе, каждая улыбка незнакомой девочке в автобусе, каждый новый фильм, каждое из деяний твоей супруги оказываются для тебя облечённым в красоту Духа. И ты видишь, что мир не равен сам себе, но на всём почиет благодать.

Господь тогда оказывается Богом хороших концов, умеющим вести добрых к счастью. А мир предстаёт ожившей сказкой, и мы обретаем неслыханную уверенность в доверии Богу и Его миру, потому что знаем, – всё вокруг направляет к добру милосердный Бог!

Артем Перлик