НЕ ИЩИТЕ АНТИПРОРОКОВ!

Боюсь, мне придётся возразить господину Перлику. Боюсь потому, что он-то, вероятно, пророк и человек духа, иначе откуда такой пафос! «А мы… ничем мы не блестим…» Так недолго попасть в список антипророков, получить ярлык Сальери.

И всё-таки истина дороже. Надо возражать против «розового христианства», как (о ужас!) Константин Леонтьев возражал самому Достоевскому.

Давайте чётко различать пророчество и дар. Пророчество — это поручение. Как командировка: ты должен прийти, объявить, зафиксировать результат. Дар — совсем другая история. Тебе даётся нечто, чем распоряжаешься только ты сам.

Мы знаем, что пророки не всегда были святы при жизни, их разделяли страсти. Бегством от своего призвания спасался Иона. Здесь полезно представлять библейскую географию: вместо Ниневии (Ближний Восток, туда из Иерусалима надо идти по суше, через пустыню) он сел на корабль, идущий в современную Испанию. С одной стороны глухомань, а с другой лето, пляж… «Не шукай менi, бо я на морi«. Другого пророка вразумляла ослица. И Самуил кончил не лучшим образом.

Не обладают априорной святостью и те, кто получили дар творчества, талант искусства.

Кто был первым музыкантом на земле? Иувал — отец всех играющих на гуслях и свирели, потомок Ламеха и Каина. Можно сделать страшное предположение: музыкой дети Каина пытались заглушить боль и ощущение пустоты от разрыва богообщения. Возможно то был поиск Бога, как ищет интернет-модем, лишенный связи.

И тем не менее творческие способности – дар Божий. Или инструмент, талант, врученный для того, чтобы приобрести на него добрые дела, обратившиеся к Богу души. И тем не менее один приобретёт десять талантов, другой пять, а иной спрячет его в землю или вовсе изломает. Талант может служить злу и разрушению. Гений и злодейство вполне совместимы.

Мне кажется, что талант не служит непременным свидетельством святости. Какие художественные способности были у преподобного Серафима или сегодняшнего святого Харитона, спасенного змеей?

Другое дело, что талант человеческий как и сила физическая разнится у разных людей. И если силе атлета удивляются в цирке, то сила таланта даёт ощутить другому человеческое страдание или напротив счастье. И да, страдания души ищущей Бога, но не могущей Его обрести.

Потому и убивали пророков в истории, что их страдания, их слова слишком невыносимы. Слишком сильно они задевают совесть человека, слишком очевидно возникает личная проекция. Но убив, им же, как мы помним по Писанию, ставят памятники, ибо оставленный ими след —положительный или отрицательный слишком глубок, глубоко свидетельство их об очевидности Бога или отчаянии безверия.

Мне также кажется, что говоря об «антипророчестве», мы кого-то обвиняем. А вдруг «антипророк» тоже пророк, вдруг его опыт боли не менее силен и глубок. Сострадание и милость – вот чего требует от нас Евангелие, а не сортировка всех на героев и антигероев. «Милости хочу, а не жертвы», — говорит Господь.

И никакой аверинской цитатой не прикрыться. Сергея Сергеевича очень били в детстве сверстники, как и многих ботаников. Доставалось ему от недоброжелателей и во взрослые годы. И всё-таки он оставался трезвым учёным, публицистом, христианским проповедником вопреки своим страданиям. Такова школа любви к обидящим нас, ибо и в них образ Божий, и возможны какие-то дары и таланты.

Юрий Эльберт