Неделя о слепом и день рождения Пушкина

Сегодня, в шестое воскресенье по Пасхе в православных храмах читается отрывок из Евангелия об исцелении слепого. Сидел при дороге человек, рождённый слепым, просил милостыню. Кто-то жалел его, подавая монеты или хлеб, а кто-то, может быть, и глумился, считая, что наказания без вины не бывает, и что всякое страдание посылается за какой-то проступок. Вот и апостолы спросили о нём Христа: Учитель! Кто согрешил, он сам или родители его, что родился слепым? Само по себе звучит странно, как человек мог согрешить не родившись?

Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явилась слава Божия. И далее Господь говорит о ночной тьме и дневном свете, заключая: Я – свет миру.

Эти слова с особенным смыслом вспоминаются сегодня, в день рождения великого русского поэта, «солнца русской поэзии» Александра Сергеевича Пушкина.

Жил самый обыкновенный мальчик. Шалил, веселился, постигал науки в Царскосельском лицее. Дрался на дуэлях, которые не только по светским законам были запрещены, но и по христианским считались настоящим убийством. Гневался, пил вино, влюблялся в чужих жён. Чудом Бог уберёг его от выступления против царя – восстания декабристов.

Но именно его, Александра Сергеевича Пушкина, избрал Бог. Именно ему мы обязаны не только величайшими шедеврами поэзии и прозы, но и современным русским литературным языком.

Господь дал ему дар не за праведность – гораздо более праведными были его современники святители Филарет Московский и Игнатий (Брянчанинов). Господь покрыл его грехи.

А для чего является в человеке, тем более в поэте слава Божия? Для того, чтобы он отражал Божий свет – миру. Чтобы читая его строки, каждый ощущал присутствие Бога в мире.

Всегда ли Пушкин писал стихи благочестивые? Отнюдь, такие стихи как «Отцы пустынники и жены непорочны» – нужно ещё поискать. Зато всем с детства памятна сказка о попе и его работнике Балде, где находчивый Балда и с нечистой силой знается, и служителя Церкви обижает. При жизни Пушкина цензура не пропускала эту сказку и редактор заменил священника на купца. Только дела это не меняет.

В стихах Пушкина чувствуется влияние модного тогда поэта Байрона, мотивы, связанные с античным язычеством, многое другое. И всё же это ничего не значит: воля поэта остаётся свободной, а свет Божий сияет из его строк – за что бы поэт ни брался.

В последние годы жизни поэт остепенился, перестал быть молодым повесой, но сияние это отнюдь не уменьшилось. Вспомним «Капитанскую дочку», и непростые с моральной точки зрения коллизии вокруг Машеньки и Петруши Гринёва, разрешаемые тем не менее не просто по букве евангельской, но по совести.

Поэт погиб рано, всего в 37 лет. Уже смертельно раненный он примирился и простился со своими ближними, с Государем, сказал, что прощает своего убийцу Дантеса. Умирая, поэт исповедался и причастился Святых Христовых Таин.

Сколько он мог бы написать других великих стихов, проживи он обычный человеческий век, «дней наших семьдесят лет, аще же в силах восемьдесят лет». Но свет, отражаемый им, не погас, а с новой силой засиял в его поэтических наследниках – в классиках русской поэзии и прозы.

В этом смысле всякий настоящий поэт – пророк. Одноимённое стихотворение Пушкина «Пророк» начинается словами: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» В том и дело, что не себе, а Божиему дару.

Ни сам он не был особенно свят, ни родители его, но явилась на нём великая слава Божия!

Остап Давыдов