Немецкий синодальный путь — дорога в тупик?

Собрания «Синодального пути» представляют собой встречи епископов поместной церкви Германии. Последняя из них проходила с 30 сентября по 2 октября 2021 года. В ней принимали 230 епископов, священнослужителей и мирян.

После завершения встречи католический журналист Ренардо Шлегельмильх заявил о том, что в жесткой оппозиции к модернистским решениям «Синодального пути» были не более 25-30 делегатов.

К примеру, они выступали против выборности епископата, поскольку этот принцип в современных немецких реалиях может привести к непредсказуемым последствиям. Ведь практически в каждом немецком приходе есть пасторский референт, к которому перешла большая часть полномочий настоятеля.

Следствием подобной практики становится проведение совместного причащения с протестантами и благословения однополых союзов (правда, стоит отметить, что они не имеют ничего общего с церковным венчанием).

Подобная фронда по отношению к консервативному епископату имеет в Германии глубокие корни, а связанные с ней схизматические тенденции наметились еще в 1870-ых годах, когда от Церкви отделились так называемые старокатолики.

В то время многих епископов, священников и мирян в формальном единстве с Римом удержала лишь боязнь усиления гонений со стороны прусских протестантских политических элит, в случае того, если они останутся без защиты Ватикана.

У духовных наследников старокатоликов и внутрицерковных фрондеров XIX-XX столетий сейчас на повестке обсуждение принципов организации церковной власти, современного пастырства, роли женщин в Церкви, отношения к ЛГБТ и их «брачным» союзам, а также к сексуальным преступлениям иерархов.

Отметим, что на последней встрече адептов «Синодального пути» была поставлена под вопрос сама необходимость института священства. Кроме того, они усилили нападки на нынешнего Кёльнского архиепископа Райнера Вёльки, которого обвиняют в сокрытии сексуальных преступлений его подчиненных.

Однако, на деле все это сводится к борьбе за власть. Кардинал Вёльки является одним из последних высокопоставленных немецких иерархов, которые хотя бы как-то противостоят модернизму.

В пользу вышесказанного говорит последнее голосование членов «Синодального пути» по вопросу о месте священства в Католической Церкви. За его изучение весьма ангажированной комиссией этой организации высказались 95 участников, против – 94 (при девяти воздержавшихся делегатах).

При этом, эссенский епископ Франц-Йозеф Овербек заявил, что отсутствие священнических призваний связано с проблемой целибата. Неудивительно, что подобные тенденциозные выступления привели к тому, что Ватикан не прислал своих представителей на встречу «Синодального пути», несмотря на соответствующие приглашения, направленные в его канцелярию. Однако, на мероприятии все же присутствовал папский нунций в Германии архиепископ Никола Этерович.

Примечательно, что вышеназванный церковный чиновник занял выжидательную позицию. В то же время активными критиками проектов документов, которые готовятся принять на «Синодальном пути», стали боннский благочинный о.Вольфганг Пикен, венский профессор богословия Марианна Шлоссер, журналист Алина Элер и вспомогательный епископ Аугсбурга Флориан Вернер.

Отметим, что эта группа также критикует использование секс-скандалов и темы их сокрытия в Церкви как универсальных инструментов, направленных на то, чтобы заставить консервативных оппонентов замолчать:

— Призывы к введению рукоположения женщин или желание всесторонней адаптации церковных структур к стандартам современных демократий (особенно в отношении разделения властей), сомнения в духовном авторитете клириков и призыв к последовательной десакрализации священства, а также далеко идущая реорганизация принципов церковной сексуальной морали являются компонентами программы реформ. Их истоки лежат задолго до кризиса сексуальных злоупотреблений в Церкви и связаны с ним лишь вторично, — подчеркивают противники радикальной фракции «Синодального пути».

— Такое смешение интересов не способствует разрешению серьезной озабоченности, с которой был начат «Синодальный путь», и несет с собой опасность новых разделений внутри Немецкой Церкви, а также в ее отношениях с Ватиканом и Вселенской Церковью, — подчеркнули авторитетные консервативные богословы.

В заключение отметим, что их опасения представляются обоснованными, ведь помимо подрыва иерархического начала в Католической Церкви адепты «Синодального пути» покушаются на саму христианскую нравственность. Об этом свидетельствует документ «Жить в успешных отношениях – жить любовью в сексуальности и партнерстве».

За его принятие проголосовали 168 делегатов из 214 участников обсуждения. Причем, предложено не просто благословлять такие браки, а сделать это таким же «таинством», как и для гетеросексуальных пар.

Кроме того, председатель этого скандального форума епископ Гельмут дер фон Аахен заявил, что в будущем хотелось бы исходить «от человека» и, больше не позволять естественному закону влиять на оценку сексуальности.

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что «Синодальный путь» ведет Церковь Германии к краху системы догматического и нравственного богословия, а также к разделениям и нестроениям. А нам остается только молиться о сохранении единства верующих, несмотря на происходящее в ФРГ отступничество от Христианства.

Кирилл Белоусов

На основном фото:

Георг Бетцинг (справа), епископ Лимбургский и президент Конференции немецких епископов, выступает перед демонстрантами Федерации немецкой католической молодежи в кулуарах Второго синодального собрания Немецкой католической церкви (Источник: AFP).